Храм

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

170 лет назад в сентябре 1839 года был торжественно заложен храм Христа Спасителя в благодарение Богу за национальное спасение России и победу над Наполеоном. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа. Созидаемый храм был не только символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия - он стал образом самой России, воплощенным под куполом храма как под сенью Христа Спасителя. Потому и был снесен. Потому не потерял своей актуальности и в наши дни, по-новому напоминая о Боге и Родине. По нему можно писать диссертации на тему России и учиться патриотизму. 


Сколько он за свою историю наслушался брани и клеветы. Особенно за пресловутое «отсутствие художественной ценности». Его сравнивали то с куличом, то с самоваром, то с чернильницей. Потом прибавился «ядовитый гриб, питающийся соками» треклятого Замоскворечья. «Памятник милитаристского культа», воздвигнутый Александром I «для прославления массового человекоистребления» в той войне, которая не нужна была эксплуатируемым крестьянам, а только их помещикам, и прочая смердяковская ахинея. Потом прибавилось грозное «новодел», где основная суть критики сводится к наличию лифтов и гаражей. Но об этом после. 

День национального освобождения в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поскольку к концу декабря 1812 года на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. В этот день вышел Манифест императора Александра I о создании в Москве благодарственного храма. В конкурсных проектах архитекторы стремилась воплотить главную идею, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в едином целом. «Мистический» храм Витберга второму условию не отвечал, потому что не выражал национальной идеи и не был создан в традициях русского зодчества. 

Отечественная война была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей русское общество с XVIII столетия. Предупреждением о зле поклонения чужой цивилизации путем забвения национальных ценностей, которых русская культура дала не меньше европейской. «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». Колоссальный рост национального самосознания после Отечественной войны требовал возвращения к историческим истокам. 

Национальная идея благодарственного храма требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Это стало причиной победы на конкурсе архитектора Константина Тона, предложившего храм в русско-византийском стиле и с предивным интерьером. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, похожими на корону, оказался необыкновенно органичен духу старой Москвы. Он требовал расположения в центре города, а не на Воробьевых горах, куда и добраться-то до храма удалось бы только в престольный праздник. Для него предлагали разные места - и в Замоскворечье, и на площади между Тверской заставой и Бутырским валом, и перед Кремлем со стороны Александровского сада. Сам архитектор Тон предложил для своего красавца три варианта: на Швивой горке, на месте Страстного монастыря и на месте Алексеевского монастыря. Император приехал в Москву лично выбрать место и утвердил третий вариант - живописный Алексеевский холм. 

Место было символическое, по словам одного современника, «где давно случилось решение Бога быть России». В 1612 году здесь находился штаб князя Пожарского: отсюда он с воинами переправился в Замоскворечье и там бился насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле польским интервентам. Келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраам Палицын совершил тут молебствие «о побеждении на враги». Церковь отвергает легенду о проклятии игуменьи: истово верующая монахиня не могла наложить проклятие на храм, посвященный Господу. Храм продолжал старомосковскую традицию градостроительных символов-вертикалей (доминант), образованных православными храмами. Он поистине царствовал над Москвой - его горящие купола были видны с окрестностей старого города за десятки верст. 

Идея Третьего Рима к тому времени «переросла» в теорию официальной народности, потому что Москва уступила место Петербургу - «новому Риму». И все-таки именно идея Третьего Рима оказалась воплощенной в храме. Да и иначе и быть не могло, раз храм строили в Москве, которая приняла на себя всю тяжесть нашествия Наполеона, всю честь победы, и вернула подзабытую роль духовной столицы России. В основе мессианской идеологии Третьего Рима лежит представление о богохранимом и богоизбранном государстве, призванном осуществить историческую миссию сохранения Православной Церкви, лишь в лоне которой можно обрести Царствие Небесное. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, а Церковь - не только целью, но и основой, залогом исторического существования России. 

В храме Христа Спасителя канонические сюжеты переплетены с историей России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 года. Победа над Наполеоном, в которой Россия принесла мир и свободу и себе, и Европе, осознавалась как ее победа над атеистическим, воинствующим Западом, над антихристианской идеей мирового господства. Историческая миссия России осмыслялась здесь как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества и ниспровержения помыслов мирового владычества. Православие предстает решающим в жизни и судьбе страны, а история России воспринимается естественной частью Священной истории от сотворения мира, грехопадения и искупительного подвига Христа до Его грядущего второго пришествия. Крупнейший исследователь этой темы М.П.Кудрявцев выделил три категории символики Третьего Рима. Во-первых, символы или образы, связанные с земной жизнью Христа и со Святой Землей. Во-вторых, символы, заимствованные из великих древних держав, наследницей которых осмысляла себя Москва - Рима, Константинополя, Иерусалима, а также русских стольных градов, предшествовавших Москве. В-третьих, символика апокалиптического Града Божия - Небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова. 

Храм Христа Спасителя символизировал эту идею на языке своей архитектуры, скульптуры и росписи. (Оговорим, что целостным образом храм предстает только с приделами на хорах, образующих второй ярус росписи). Он имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа. В плане крестово-купольного храма, увенчанного короной в знак царственности Христа, лежит равноконечный крест - символ подвига Иисуса Христа и крестного пути всех тех, кто, следуя Ему, положил жизнь за Веру и Отечество. Его простирающиеся на четыре стороны света концы образуют крылья храма: восточное составляет алтарь с росписями о земной жизни Господа и основании Церкви, южное - придел св. Николая на хорах, посвященный Вселенской Церкви до крещения Руси (именно там находятся монументальные суриковские полотна о семи Вселенских соборах), западное, в котором прославлена Русская Православная Церковь и северное - придел святого Александра Невского, посвященный русскому государству. 

Таким образом, в храме последовательно развивается сюжетная линия: 1) от земной жизни Иисуса Христа к основанию Церкви, 2) история Вселенской Церкви от Никейского собора до Крещения Руси, и 3) история христианской России от Крещения до Отечественной войны 1812 года. 

События последней символически означены как в образах святых, в чьи праздники совершились важные бои, так и в устройстве нижней обходной галереи, ставшей мемориалом войны. 

Тема Божественного Домостроительства от сотворения мира до победы Христа представлена в росписи главного купола. «Превыше всего» на своде купола в восточной части - образ Господа Бога Саваофа, с воздетыми руками - Творящего мир и Благословляющего его. На западной части свода - творимый Им мир, Земля, возникающая по Слову Божию, и само Небо, озаренное сиянием, с золотыми и серебряными звездами, служащее Ему престолом. На Его коленях младенец Христос с хартией, на которой написано «ЛОГОС», а на груди - Дух Святой в виде голубя, что являет образ Святой Троицы, в пламенном окружении возникающих из Божественного огня ангелов и крылатых херувимов. 

Далее повествование переходит к истории созданного Богом мира. Ниже на внутренней стороне барабана принято изображать Небесную Церковь, поскольку здесь представлен период истории мироздания от грехопадения первых людей до воскресения Христа Спасителя и сошествия Святого Духа на апостолов, когда исполнились ветхозаветные пророчества о Мессии и состоялось основание Христианской Церкви. В поясе главного купола представлено торжество Небесной Церкви, славящей победившего Господау Его Престола: по обеим сторонам от Спасителя изображены тридцать персонажей, которые пророчествовали о пришествии Христа, или были свидетелями Его земной жизни, или проповедовали Его учение и укрепляли христианскую веру. Россия представлена здесь в образах святых князей Владимира Великого и Александра Невского, что в замысле храма символизирует предстояние Господу русских святых, созидавших государство Российское в лоне Православной Церкви. 
Развитие сюжетной или исторической линии земного времени берет начало в алтаре: здесь начинается повествование о земной жизни Спасителя, от Рождества до последних дней, смерти и погребения, и об основании Церкви. 

В конхе находится огромное изображение престольного праздника, Рождества Христова. Ниже - Тайная Вечеря, а по обеим сторонам от нее изображения: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Все эти шесть подлинных полотен, выполненные В.П.Верещагиным, уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре. 

Шатровый иконостас, созданный при участии святителя Филарета, стал главным символом храма - восьмигранная часовня из белого мрамора с восемью главками, внутри которой находится престол, знаменовала пещеру Гроба Господня. По мнению исследователей А.Буторова и С.Марочкина, часовня образно повторяла форму храма Покрова Божией Матери, что на Рву - архитектурного образа Небесного Иерусалима, в который суждено вернуться человечеству благодаря искупительному подвигу Христа Спасителя. А огромное внутреннее пространство храма символизировало Красную площадь с ее образом апокалиптического Нерукотворного Храма. Число 8 символизирует и день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и Царствие Небесное - царство «восьмого века», которое наступит после второго пришествия Христа. Наконец, шатровая часовня- иконостас служила надпрестольной сенью Престола Царя Небесного, символизируя идею Христова Царства и Богоправимости России, священной власти русского монарха - помазанника Божьего. 

Мысль об истории Церкви, основанной Христом, последовательно развивается на хорах, в приделах св.Николая Чудотворца и св. Александра Невского, освященных по тезоименитству четырех русских императоров-храмоздателей. Придел во имя византийского святого ориентирован на юг, по направлению к малоазийской стране, где совершил свой подвиг великий угодник Божий, а придел, освященный во имя русского святого - на север, где правил святой благоверный князь Александр Ярославич. 

Над арками, обращенными в центральное пространство храма, изображены чудотворные иконы Божией Матери, оказавшие великие милости России и покровительствовавшие русской армии в Отечественной войне. Каждому образу предстоят святые угодники Божии, по молитве которых было явлено заступничество Богоматери в разные эпохи русской истории, защитившей Русь от татар, немцев, шведов, поляков, французов... Император Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи храма напоминала «о милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории». 

История православной России представлена как часть священной истории. Образы святых древней Церкви сопровождают образы великих русских святых. Образам великих римских и византийских правителей сопутствуют образы русских государей, канонизированных Церковью. Точно также, как православная Россия в идее храма является смысловым центром композиции, так и Церковь занимает ключевое положение в образе России как цивилизации. 

Западное крыло храма (напротив главного алтаря) посвящено Русской Православной Церкви со времени Крещения Руси. Здесь изображены русские святые, созидавшие в России православие, ее хранители от войн и междоусобных браней, устроители святых обителей и молитвенники о России на небесах. 

В монументальной стенной росписи запечатлены эпохальные события русской истории, в которых была явлена судьбоносная для России сила православия, с самого начала его появления на Руси. Повествование начинается с крещения святой Ольги, где подчеркивается преемственность русского христианства от Византии: изображено, как святая Ольга, выйдя из купели, принимает благословение от константинопольского патриарха. Идея православной симфонии проповедуется в образах «Крещение киевлян» и «Основание Киево-Печерской лавры», которые повествуют об изначальной поддержке Церкви государственной властью на Руси. Тут изображены св. Владимир, молящий Бога о ниспослании благословения русскому народу, и киевский князь Изяслав, исцеленный св. Антонием Печерским, за что в благодарность подарил монахам высокую гору над киевскими пещерами - Великая Лавра стоит там и по сей день. 

Два образа посвящены Москве. Для храма были отобраны два исторических события, ставших вехами в судьбе Москвы как столицы России. Это «Закладка Московского Успенского собора в 1326 году» с изображением великого князя Ивана Калиты и «Сретение Владимирской иконы Божией Матери», спасшей стольный град от нашествия Тамерлана в 1395 году. 

Здесь же присутствуют сюжеты, связанные с Отечественной войной. Образом «Явление Богоматери преподобному Сергию» митрополит Платон благословил Александра I, когда император отправлялся в армию, оттого этот образ запечатлен на стене западного крыла. Над южной хорной аркой находится Смоленская икона Богоматери, пребывавшая в стане русских воинов перед Бородинской битвой. Над северной аркой - Казанская икона Богоматери, которой митрополит Платон благословил М.И.Кутузова перед отправкой в действующую армию. 

Северный придел св. благоверного князя Александра Невского посвящен православному государству Российскому. В росписи представлены церковные и государственные деятели, собиратели земли Русской, родственники св. князя Александра Невского, его современники и преемники, утверждавшие в России православную веру, а также святые мученики, пострадавшие или павшие в битвах за Отчизну. Здесь изображены и особенно чтимые в России 28 чудотворных икон Божией Матери, через которые она спасла от бедствий и Москву, и многие русские города. 

В монументальных настенных образах представлены сюжеты из жития Александра Невского, восхваляющие святого князя как твердого исповедника Православной Церкви, что всегда, во все времена являлось и сохранением национальной независимости. Например, образ «Послы Папы пред Александром», где князь отказывает папским легатам принять католичество: «Мы знаем истинную веру и Церковь от Адама до Христа и от Христа до VII Вселенского собора, содержим то самое учение, которое преподано апостолами, и вашего учения принимать не желаем». 

Аналогичная сюжетная линия развивается в наружном образе храма, на его уникальных фасадах. Главной темой стали образы Господа, Богоматери и Сил Небесных, хранивших Россию всю ее историю. За ними следуют персонажи Ветхого Завета, явившие истинную веру и связанные со строительством Иерусалимского храма, как цари Давид и Соломон, которым уподоблялись императоры Александр I и Николай I, воздвигшие в России храм имени Господа. Следующую группу составляют изображения русских иерархов, святых, ратников за Отечество, небесных покровителей русских государей-храмоздателей, всех тех, кто просвещал Россию во Христе, а также образы тех святых, в чьи праздники состоялись победоносные сражения Отечественной войны. При этом общем замысле каждый фасад раскрывает свое посвящение. 

Главный западный фасад посвящен истории создания благодарственного храма. Здесь помещена ключевая композиция, изображающая Господа во Славе Его и символизирующая единство Небесных и земных сил, созидавших храм Его Имени. В центре - благословляющий Иисус Христос в окружении Небесных Сил и архангелов, изображенных при оконных арках. Рядом с Господом (в боковых верхних медальонах) - небесные покровители русских императоров-храмоздателей и их супруг. Скульптура этого фасада символизирует и русское воинство под защитой Сил Небесных. Это изображения при арке правых врат двух ангелов с церковными хоругвями - в память московского ополчения 1812 года, имевшего вместо знамен церковные хоругви, и при арке левых врат - двух ангелов с наклоненными знаменами, на которых начертан крест. 

Южный фасад, выходящий к Москве-реке, посвящен периоду Отечественной войны с июня по декабрь 1812 года, когда сражения проходили на территории России. Здесь изображены, во-первых, святые, в чьи праздники состоялись важнейшие битвы 1812 года (св. Иоанн Креститель, св. Роман Рязанский, св. апостол Фома). Вторую группу изображений составляют персонажи Ветхого Завета, (Моисей, Деворра), напоминающие о благодати для человека или народа упования на Бога. О чудесной Божественной помощи верным свидетельствует горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», посвященный победоносной битве за древний город Иерихон. Этот библейский сюжет аллегорически связан с Отечественной войной, а святой архангел Михаил был и небесным хранителем главнокомандующего М.И.Кутузова. 

Монументальные горельефы на углах фасада символизируют в ветхозаветных образах победу богоизбранной России, принесшей человечеству мир, и триумфальное возвращение Александра I из Парижа, когда союзники чествовали имеператора как освободителя и миротворца. Это образы Авраама с союзниками, возвращающегося после победы, которого приветствует царь Мельхиседек, (правый горельеф) и царя Давида, победившего Голиафа и встречаемого сонмом жен (левый горельеф). 

На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, раскрыта главная идея храма-памятника. Поскольку фасад, как и алтарь, ориентирован на восток, на углах изображены два важнейших события в жизни Спасителя - Рождество и Воскресение, знаменующее Его победу. Эти образы символизируют два триумфальных торжества в Отечественной войне - изгнание врага за пределы России к Рождеству 1812 года и взятие Парижа 19 (31) марта 1814 года, случившееся под Пасху, как христианскую победу добра над злом и свободы - над рабством. 

Скульптура фасада посвящена молитвенникам Господу за Россию, ее блистательным ратникам, всем тем, кто созидал православную Москву, уготовлял ее подвиг и славную победу. Среди изображенных - святители Московские, митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, св. Иосиф Волоцкий и святые мученики Черниговские, князь Михаил и боярин Феодор, пострадавшие в Орде за христианскую веру в 1246 году. А в верхнем центральном медальоне - образ великой хранительницы Москвы, Владимирской иконы Божией Матери - в память Бородинской битвы, случившейся в праздник чудотворного образа 26 августа (8 сентября) 1812 года. 

Северный фасад, обращенный к Волхонке, посвящен заграничному периоду Отечественной войны 1813-1814 годов, вплоть до взятия Парижа и торжества победы. Оттого сюжеты его горельефов последовательно развивают мысль о Христовой вере на Руси и творимой Промыслом Божиим российской истории. Здесь Россия представлена преемницей Рима и Константинополя. Первыми в центральной арке средних врат изображены святые апостолы Петр и Павел и четыре апостола-евангелиста, символизирующие начало истории Православной Церкви и апостольской проповеди после Воскресения Христа. При арке правых врат - римский император Константин Великий, основатель Византийской империи, и мать его, царица Елена, способствовавшие превращению христианства в государственную религию. При арке левых врат - св. княгиня Ольга и ее внук, св. князь Владимир Великий. Около оконных арок - св. апостол Андрей Первозванный, благословивший Киевские горы, святой великомученик Георгий Победоносец, чтимый покровителем града Москвы и воинства Российского, и св. благоверный князь Даниил Московский. 

Горельефы на углах напоминают о симфонии Церкви и государства, о победах русского воинства под сенью Православной Церкви. Здесь изображены два знаменательных события, случившиеся в далекие эпохи, когда Россия тоже была на грани гибели, но именно тогда особенно сильно раскрылась воля русского духа к свободе и победе, когда Москву, а с ней и всю Россию спасла ее православная вера. Справа - горельеф «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Слева - «Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков». Увенчивает фасад Иверская икона, хранительница Москвы и России, исполненная по образу чудотворной святыни из часовни у Воскресенских ворот. 

Москва, Москва, Москва. Нигде нет и намека на Петербург. Вся Россия - в Москве. Москва спасла Россию. Россия спаслась в Москве. 

Возрожденный храм предстает в несколько ином образе, чем его видели наши предки. Теперь это и покаянный храм-мученик, олицетворяющий обращение России от богоборческой лжи-утопии к Божественному закону, к христианскому учению о вечности и о Граде Божием, к историческим корням России как православной цивилизации. Далее постулаты и сюжеты храма продолжает и развивает детище исключительно нашего времени - нижняя Преображенская церковь, которой не было у исторического предшественника. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а затем образовался котлован бассейна «Москва» («сначала храм, потом хлам, потом срам»), пришлось сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Явилась идея соорудить в нем вторую церковь с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре. Оттого там освящены престолы, какие были в обители: главный Преображенский храм с приделами Тихвинской иконы и святого Алексея, человека Божия. Нижний храм вторит «верхнему» храму, и продолжает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней. 

Его престолы обращают мысль последовательно к Господу, Богоматери и святому Вселенской Церкви. Отечественная история здесь представляется в образах русских святых, в том числе живших и после освящения храма Христа Спасителя, и новомучеников, прославленных в наше время. 

Поскольку Алексеевский монастырь был создан на этом месте в XVI веке, то внутреннее убранство Преображенской церкви под низкими сводами, напоминающими пещеру, намеренно стилизовано под XVI век. Ее святыней стал подлинный образ Спаса Нерукотворного, чудом уцелевший из разрушенного храма Христа Спасителя. Там он находился в правом беломраморном клиросе, исполненный художником Сорокиным. По преданию, он был написан с образа Нерукотворного Спаса из домового храма кремлевского Теремного Дворца, именуемого Спас за Золотой Решеткой. Первоначально его собирались поместить на его прежнее место в клиросе в воссозданном храме Христа Спасителя. Однако размер изготовленной рамки оказался меньше размера иконы, и для верхнего храма написали новый образ, а подлинный передали в нижнюю церковь. Нерукотворный Спас считается самой первой иконой, явленной еще при земной жизни Господа Иисуса Христа. На Руси праздник образа (29 августа) называли Спасом на Холсте. Его помещали на княжеских стягах: образ Спаса знаменовал видение Христа в небе и предвещал победу. Этот образ везде почитался хранителем города: перед ним молятся и о защите, и о здравии. 

Тихвинская икона, называемая «Небосошественная», по преданию, была написана евангелистом Лукой. Со временем она оказалась в Константинополе, откуда пропала в 1383 году. Ее таинственное исчезновение потом было истолковано как недоброе знамение перед грядущим падением Второго Рима. Святыня избрала Россию. В том же году икона чудесно явилась над водами Ладожского озера - она парила в воздухе в сияющих лучах на глазах потрясенных рыбаков, исчезала и появлялась вновь в других местах, пока не опустилась на землю на берегу речки Тихвинки. Все века чтили ее как Заступницу России. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя - в Тихвинской церкви, что стояла в Лужниках, Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма на Воробьевых горах. 

О милостях Царицы Небесной, ниспосланных России и в ее позднейшую историю, свидетельствует редчайший образ Богоматери «Августовское явление», хранимый в Преображенской церкви. Он написан по благословению св. митрополита Макария (Невского) и запечатлел чудо, явленное русским воинам 14 (27) сентября 1914 года, в небе под городом Августовым на территории Польши. Поздним вечером, около 11 часов накануне решающего сражения русские воины, попавшие в окружение, увидели в звездном небе Пресвятую Богородицу в сильном сиянии: в левой руке она держала Младенца, а правой указывала на запад. Свидетели чуда пали на колени и читали молитвы. Видение длилось полчаса, потом в небе явилось изображение креста и скрылось. Позднее выяснилось, что это видели и другие русские части за десятки километров. Тяжелейший бой за Августов окончился победой русских войск. О том, что произошло, было немедленно доложено государю, который повелел напечатать листовки с изображением явления Богоматери и с кратким о нем сообщением для подъема воинского духа. 

Рассказы очевидцев попали в газеты, и митрополит Макарий благословил написание образа «Августовская Победа», иногда называемого «Явление Божией Матери на войне», который был создан уже в 1915 году в нескольких изводах, но его дальнейшее распространение остановила революция, жесточайше подавлявшая всякие упоминания об «Августовском чуде». Есть предание, что один из изводов Августовской иконы пребывал в том месте, где потом совершилась Сталинградская битва. 

 

На Августовской иконе Богоматерь изображена с Богомладенцем, в сиянии, парящей на облаке ночью над густым лесом, а внизу - коленопреклоненные русские воины. Праздник ее установлен 14(27) сентября. Святитель Макарий, как и государь Николай II, был причислен к лику святых в 2000 году на Юбилейном соборе Русской Православной Церкви под сводами храма Христа Спасителя. 

Есть в Преображенской церкви и иконы тех святых, которых не было и не могло быть в «верхнем» храме. Это, во-первых, образы иерархов, участвовавших в создании храма Христа Спасителя и канонизированных позднее - святителя Филарета Московского и св. митрополита Иннокентия. Во-вторых, образы великих русских святых, которые либо жили после освящения храма Христа Спасителя, как св. Иоанн Кронштадский и блаженная Матрона Московская, либо были канонизированы после 1883 года, как преподобный Серафим Саровский. Есть здесь и образы святителя патриарха Тихона и новомученика протоиерея Александра Хотовицкого, ключаря храма Христа Спасителя, пострадавших при гонениях советской власти - таким образом, историческая нить Преображенской церкви, продолжающая повествование храма Христа Спасителя (которое в нем ведется от Сотворения Мира), протянулась до нашего времени, что образно символизирует общая икона «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». В Преображенском храме хранится частица мощей св. адмирала Федора Ушакова, «Суворова в море», который почитается небесным покровителем военных моряков. 

А теперь про гаражи и лифты. Честно говоря, было очень странно слышать эту критику, ибо образ воссозданного храма столь велик, что о технических помещениях как-то не думается. Не самое принципиальное, что достойно внимания в этом храме. Ну и что? С тем же успехом можно критиковать наличие в стилобатной части трапезных палат, музея, покоев патриарха и служб охраны. Люди, воссоздававшие этот храм, прекрасно знали каноны. А лифты, кстати, очень аккуратно спрятаны во внеслужебной части храма и крайне востребованы. Попробуйте побегать там по лесенкам - на те же приделы, на смотровую площадку на высоту 40 метров. Или заставлять священников почтенного возраста, гостей, послов подниматься туда пешком? 

Несомненно одно: храм Христа Спасителя, со всеми его новшествами, по-прежнему обращает мысль и душу к России. 

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...