Манифест России

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Постепенно утихают споры о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя. Смолкают голоса недовольных «новоделом», ссылающихся на «отсутствие художественной ценности» и у его предшественника.  Величайший русский храм остается символом национальной идеи и патриотическим манифестом России.     

 

Хранитель  русской  славы

Это была сугубо русская традиция - ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. Манифест о строительстве храма Христа Спасителя «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели», император Александр I подписал 25 декабря 1812 года - к тому времени последний наполеоновский солдат  покинул русскую землю. Так день национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поэтому храм освятили во имя этого праздника.  И по указу императора с 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных.  Еще не был взят Париж и еще не был низложен Наполеон. Но когда храм начали строить, победа была одержана полная, потому он запечатлел в себе все национальное торжество. Храм сразу же решили строить в Москве, которая  приняла на себя всю тяжесть  нашествия Наполеона и нанесла ему решающее поражение. 

Отечественная война была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей русское общество с XVIII столетия, о зле отвержения своего Отечества.  Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим национальным ценностям. Целая плеяда архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое.  Созидаемый храм был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Могут возразить, что храм и должен был нести в себе только православное начало, которое не следует отождествлять с национальным, но  к храму Христа Спасителя это возражение неприменимо, потому что это был сугубо национальный храм. Во-первых, он был построен в благодарность за великую национальную победу России и ее свободу. Во-вторых, его строили общими усилиями Церковь, государство и народ - от интеллигента до крестьянина, опускавшего свою лепту в кружку для сбора пожертвований. В-третьих, он  прославлял Россию как Державу Богохранимую и Богоизбранную на великую историческую миссию, и нес в себе    смысл, который иначе как русской идеей не назовешь. Этот храм стал образом России, хранимой под Сенью Христа Спасителя. И глядя на него, убеждаешься, что никогда не было в России более патриотической силы, чем Православная Церковь.

Первый проект храма, созданный Карлом Витбергом был отвергнут именно потому, что он не выражал русскую идею и не был создан в традициях русского зодчества, хотя лично Александру I он понравился. Архитектор хотел воплотить в камне сложный замысел:  чтобы сей храм «удовлетворил требование царя и был достоин народа России», которая до сих пор не имела памятника, соответствовавшего бы «ее высоте»,  и чтобы его камни «были говорящими идеями религии Христа». Устройство мистического, «чисто христианского храма» следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух.  Оттого  проект страдал идеей духовной абстракции. Он имел очень  мало русского и московского  и смотрелся бы довольно чуждым в Москве. В нем, однако, были две характерные идеи, которые запечатлелись в состоявшемся храме по проекту Тона. Он был посвящен не столько Рождеству Христову, сколько самому Господу Иисусу Христу: кроме Рождественского престола были еще два во имя  Преображения и Воскресения. Витберг также предлагал сделать в нижнем храме усыпальницу для погибших русских  воинов, и таким образом создать  мемориал памяти Отечественной войны.  Для этого требовалась естественная гора, чтобы устроить врытый в землю храм-усыпальницу. Оттого храм решили в итоге на Воробьевых горах,  где в октябре 1812 года стоял последний наполеоновский редут. По преданию, там же неприятель в последний раз остановился на ночлег, покидая Москву.    

12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Как известно, самого Витберга постигла неудача, а в 1828 году строительство прекратили из-за опасности оползня. Новому императору Николаю Павловичу явно не понравился сам проект, и он объявил новый конкурс. Национальная идея благодарственного храма уже требовала и его воплощения в национальных формах. Это стало причиной победы архитектора Константина Тона на конкурсе: Николаю I была близка его идея традиционности и величественности, лежавшая в основе замысла храма.

План Тона предполагал возведение мощного пятиглавого крестово-купольного храма в русско-византийском стиле, то есть в древних русских традициях церковного зодчества, уходившего глубокими корнями в архитектуру Византии, у которой Русь приняла православие и унаследовала историческую роль.  Для национального храма полагались только отечественные строительные материалы, но потом это условие немного смягчили. Вся внешняя отделка храма со скульптурами на фасадах была выполнена из белого «протопоповского» мрамора, добываемого в селе Протопопово Коломенского уезда. Крыльца выложили из красного финского гранита. А в интерьере был допущен итальянский мрамор, наряду с отечественным темно-зеленым лабрадором из Киевской губернии и шокшинским порфиром из Олонецкой губернии.

И  место для него выбрали символическое, на Алексеевском холме, где, по словам одного современника, «случилось решение Бога быть России». В 1612 году здесь  находился штаб князя Пожарского, и здесь келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраам Палицын совершил молебствие «о побеждении на враги». Отсюда огромный храм был  виден со всей Москвы, а близкое соседство с древним Кремлем подчеркивало его глубокую духовную связь со всей русской историей. Закладка, совершенная св. Филаретом, митрополитом Московским, 10 сентября 1839 года была приурочена  к  празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Церковь опровергает известную легенду о проклятии игуменьи:  глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на храм.

Храм Христа Спасителя стал вторым равнозначным градостроительным центром наряду с Красной площадью и Кремлем.  Он продолжал старомосковскую традицию архитектурных символов- вертикалей, образованных  православными храмами, и  поистине царствовал над Москвой. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необыкновенно органичен духу старой Москвы. В нем Россия и благодарила Господа, и осмысляла себя во Христе. Этот самый московский храм провозглашал, что Православная Церковь есть оплот Российской Державы, и лишь в Ее Лоне возможно национальное существование России как самобытной цивилизации.

 Не нам, Господи, а Имени Твоему

Храм стал символом русской веры  - и веры в Россию. На его примере можно учиться патриотизму у наших предков, которые молились, воевали, жили, любили и были преданы своему великому Отечеству. Ведь этот храм, повторимся, был основан в благодарность за ПОБЕДУ -  национальную, историческую, военную, и в нем осмыслялась вся национальная история, которая была прожита к тому времени.

Первая особенность этого храма - он посвящен Самому Господу, Христу-Спасителю, а не только празднику Рождества, поэтому в нем множество образов Его земной жизни. Вторая особенность - храм посвящен России, избранной на великий мессианский подвиг, который был совершен лишь благодаря Богу и национальной  православной вере - ведь Россия одолела мирового завоевателя, принеся свободу другим народам.  Оттого канонические сюжеты переплетены с национальными: идея «Христос и Россия» стала главной темой храма. Высшим осмыслением национального бытия стала мессианская  идея «Москва - Третий Рим», которая и легла в основу замысла храма. Укажем здесь ее главнейший тезис, что историческая миссия России, суть ее национального призвания  состоит в сохранении Соборной и Апостольской Православной Церкви, вне Которой невозможно достичь Царствия Божия. Государство представлялась защитой  Православной Церкви. Церковь же осмыслялось единственным залогом существования России как национального государства.  Из этой ключевой идеи вытекают такие постулаты, как:

  - непреложный принцип симфонии духовной и светской власти

- преемственность России древнейшим христианским  державам - Риму, Константинополю, Иерусалиму с соответствующей символикой

- восприятие истории православной России как части Священной истории и истории христианского мира

- осмысление России как Богохранимой державы

- мессианская роль России в образе Москвы

   Крупнейший исследователь этой темы М.П. Кудрявцев считал главным символическим и градостроительным центром Москвы храм Покрова Божией Матери, что на Рву и Красную площадь. В ней была гениально решена самая трудная задача для средневековых зодчих - воплотить  образ Нерукотворного храма Небесного Иерусалима  (по Писанию, в Небесном Иерусалиме нет собственно храма, а «есть только Престол Его»). Во время больших церковных праздников  Красная площадь заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился  алтарем огромного нерукотворного Храма под открытым небом. Эта композиция  Красной площади была символически воспроизведена в подкупольном пространстве храма Христа Спасителя. Исследователи С. Марочкин и А. Буторов считают, что именно собор Покрова на Рву  был символически воспроизведен в его  шатре-иконостасе.

Все перечисленные идеи воплотились в храме Христа Спасителя. Россия представлена  в нем как Богоизбранная Держава, развивавшаяся исключительно в лоне Православной Церкви, и православие осмыслено как решающее начало в жизни и судьбе страны. Отсюда изображения великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, положивших жизни в трудах на благо России и укреплявших в ней православие. Император Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи храма напоминала «о Милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории». Сама же история православной России со времени принятие крещения  предстает как естественная часть Священной истории от сотворения мира. Отсюда следует  восприятие единства и преемственности Вселенской Церкви и Русской Церкви. Образы великих древних святых сопровождаются изображениями русских святых. При этом их образы зачастую напоминают о боях Отечественной войны, совершившихся в их праздники. Победа  над Наполеоном осознавалась как победа православной России над атеистическим, воинствующим Западом, над антихристианской идеей мирового господства. Исключительная роль в истории, судьбе и миссии России отдана Москве, которая осмыслялась преемницей Рима и Константинополя.  

 Храм имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа. В плане храма лежит равноконечный крест - символ подвига Иисуса Христа и крестного пути всех тех, кто, следуя Ему, положил жизнь за Веру и Отечество. Простирающиеся на четыре стороны света концы креста образуют крылья храма. Восточное занимает алтарь, с росписями о земной жизни Господа и основании Церкви. Далее по часовой стрелке движение следует  в южное крыло, где освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, повествующий об истории Вселенской Церкви в IV - X в.в. от Никейского Собора до времени Крещения Руси. Именно там находятся монументальные суриковские полотна о Семи Вселенских Соборах, показывающий становление Церкви и вероучения. Следующее, западное крыло, посвящено Русской Православной Церкви. Заканчивается этот исторический цикл в северном крыле, в приделе св. Александра Невского, где представлена история Государства Российского. Таким образом, представлена история христианской России от крещения до Отечественной войны 1812 года. События последней увековечены в нижней обходной галерее, где устроен воинский мемориал.

Повествование же в храме начинается от сотворения мира. В самой верхней части храма, «превыше всего»,  на своде купола в его главной восточной части - образ Бога Саваофа с воздетыми Руками - Творящего мир и Благословляющего его. На западной части свода - Творимый Им мир, Земля, возникающая по Слову Божию. На Его коленях Младенец Христос с хартией, на которой написано «ЛОГОС», а на груди - Дух Святой в виде голубя, что являет образ Святой Троицы, в пламенном окружении ангелов и крылатых херувимов, возникающих из Божественного огня. 

 Далее повествование переходит к истории созданного Богом мира. Ниже свода купола на внутренней стороне барабана принято изображать Небесную Церковь,  поскольку здесь следует роспись о том периоде истории мироздания - от грехопадения первых людей до воскресения Христа и Сошествия Святого Духа на апостолов, - когда исполнились ветхозаветные пророчества о Мессии и состоялось основание Христианской Церкви. И в поясе главного купола посвященном победившему  Христу, представлено торжество Церкви. Здесь изображены персонажи Ветхого и Нового Заветов, имевшие особенное близкое отношение к  Спасителю: те, которые пророчествовали о пришествии Христа, или были свидетелями Его земной жизни, или проповедовали Его учение. На восточной стороне пояса изображен сам Господь Иисус Христос в  белом хитоне, сидящий на престоле с раскрытой книгой, где начертано: «Аз есмь Свет миру». По обеим сторонам от Него  - образы Богоматери, Архангелов, апостолов, пророков, праотцев, великих христианских государей, мучеников, апологетов Христа. Россия представлена в образах двух святых князей - Владимира Великого и Александра Невского. Примечательно, что оба - государственные деятели, один из которых почитаем как креститель Руси, а второй - как ее ратник.

Ниже  начинается исторический сюжет храма - от Рождества Спасителя  до Отечественной войны 1812 года. Образы Иисуса Христа занимают центральное  пространство храма и алтарь, откуда берет начало историческое повествование. Символика алтаря опирается на идею посвящения храма Господу: здесь  представлена вся земная жизнь Спасителя, от Рождества до последних дней, смерти и погребения. Тут же представлены святые отцы первых веков христианства и составители чина Божественной Литургии, среди них Василий Великий и Иоанн Златоуст. Внутри алтарной сени есть образ св. Алексея человека Божия, в память об Алексеевском монастыре, который прежде стоял на месте  храма, и образ св. Архипа:  в день его праздника 19 февраля (3 марта)1855 года  вступил на престол Александр II, при котором храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению.  

Шатровый иконостасстал главным символом храма - восьмигранная часовня из белого мрамора с восемью главками, внутри которой находится престол, знаменовала пещеру Гроба Господня. Она  же образно повторяла и форму храма Покрова Божией Матери, что на Рву.  В этом уникальном иконостасе оказалось увековечено русское архитектурное явление - храмовый шатер, отсутствовавший в первоначальном проекте.  Тон хотел сделать иконостас в виде небольшой перегородки наподобие древних византийских храмов, и в этом случае первое, что видели бы входящие в храм - алтарный образ Рождества Христова. Этот замысел  не получил одобрения святителя Филарета, ибо такой иконостас не выражал «мысли величия, которую должен был подавать алтарь». Тогда архитектор предложил новый, шатровый иконостас, и взял за образец традиционный для Московской Руси высокий многоярусный иконостас, символизирующий единство во Христе Ветхозаветной и Новозаветной Церкви. Огромное внутреннее пространство храма Христа Спасителя символизировало Красную площадь, иконостас -  храм Покрова на Рву,  мистический образ Небесного Иерусалима, и его воспроизведение в храме Христа Спасителя напоминало верующим о Богохранимости и Богоизбранности России и о грядущем Царствии Небесном. На дверцах царских врат канонически изображается Благовещение и святые апостолы-евангелисты. В храме Христа Спасителя по бокам Царских врат еще установлены четыре иконы святителей Московских: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, что в замысле храма символизирует предстояние Господу у врат русских святых, созидавших Государство Российское в лоне Православной Церкви. 

 Ради  посвящения храма Господу было допущено отступление от канонов. На парусах  вместо традиционных образов апостолов-евангелистов изображены три великих чуда Спасителя - Преображение, Воскресение и Вознесение, а на четвертом парусе - Сошествие Святого Духа на апостолов как торжество победы Христа и начало истории Его Церкви. Под этими изображениями находятся канонические образы евангелистов,  как свидетелей Господних чудес, поведавших о них человечеству.

   Храмовые столбы символизируют опору Церкви, оттого на них традиционно изображают святых.  Здесь в столбах устроены ниши - восточные занимают образы Рождества Христова, а в западных помещены два образа, развивающие идею храма Христа Спасителя. Один из них, «Помазание Давида на царство пророком Самуилом», повествует о восшествии на престол израильского царя Давида, чтимого Церковью как пророка и предтечи Христа, основателя ветхозаветного храма Иерусалима во имя Бога Иеговы. Второй, «Благословение преподобным Сергием великого князя Димитрия Донского на брань с татарами», напоминает о Куликовской битве, в которой решалась судьба России. Образы Давида и Сергия символизируют жизненный подвиг людей, защитивших свое Отечество благодаря вере в Бога: первый пророчествовал о рождении Христа и уготавливал Ему пути, второй был Его ревностным исповедником, созидателем православной веры в России, во благо ее умирения, освобождения и спасения во Христе.

 Мысль об истории Церкви, основанной Христом, последовательно развивается на хорах, пока еще закрытых  для свободного доступа. Два придела освящены по тезоименитству  четырех русских императоров, от Александра Iдо Александра III, при которых создавался храм. Никольский придел обращен на юг, по направлению к стране,  где совершил свой подвиг великий угодник Божий, представляющий в символике храма Вселенскую Церковь. Второй придел, освященный во имя русского святого, ориентирован на север, к Новгородской земле, где правил великий князь Александр Ярославович, и где  состоялась судьбоносная  Невская битва. Вся настенная роспись храма относится именно к хорам, ибо его нижний ярус высоко облицован мрамором. Над хорными арками помещены  чудотворные иконы Божией Матери, оказавшие великие милости России и  покровительствовавшие русской армии в Отечественной войне. Каждому образу предстоят святые угодники Божии, по молитве которых было явлено заступничество Богоматери в разные эпохи русской истории, защитившей Русь от татар, немцев, шведов, литвы, поляков, французов...

Так над правой  (южной) хорной аркой  - Смоленская икона Богоматери, пребывавшая в стане русских воинов перед Бородинской битвой.  С  обеих сторон ей предстоят св. Александр, епископ Римский, мученик Хрисанф и святые Кир и Емилиан. Ниже по бокам арки - русские  святители Петр и Алексий, митрополиты Московские,  и основатели русского монашества Антоний и Феодосий Печерские. Над левой аркой - Казанская икона Богоматери. Этим образом М.И.Кутузов получил благословение от митрополита Платона перед отправкой в действующую армию. Ей предстоят древние святые  -  апостол Аристарх, мученица Евдокия, диаконисса Олимпиада и Никита Халкидонский. Под ними снова изображены русские святители: Иона, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, Филипп, митрополит Московский и  Савва Сторожевский.  

На  противоположной стороне мы видим Владимирскую и Донскую иконы Богоматери также в предстоянии святых Вселенской и Русской Церкви. У Владимирской иконы, в праздник которой состоялась Бородинская битва, среди изображенных можно увидеть св. Феодора Тирона - в день его  памяти Пруссия вступила в военный союз с Россией против Наполеона  - и князей Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных Православной Церковью. Донскому чудотворному образу, спасшему Русь  на Куликовом поле и Москву от нашествия крымского хана Казы-Гирея (это был последний татарский набег, когда неприятель дошел до пределов Москвы), предстоят Даниил Московский и Андрей Боголюбский. Точно также, как Россия в идее храма является смысловым центром композиции, так и Православная Церковь занимает ключевое положение в концепции России как  государственной цивилизации. Россия спасала Церковь, Россия спасалась Церковью и спасалась лишь тогда, когда сохраняла верность Церкви. Эта мысль развивается в двух последующих крыльях храма.  

  Западное  крыло (напротив алтаря) полностью  посвящено Русской Православной Церкви.Здесь изображены русские святые, хранители от войн и междоусобных браней, устроители святых обителей и молитвенники о России на небесах. В монументальной стенной росписи запечатлены  эпохальные события в русской истории, в которых была явлена судьбоносная  для России сила православия, с самого начала его появления на Руси. Повествование начинается с образа «Крещение святой Ольги», где подчеркивается преемственность русского христианства от Византии. Здесь изображено, как княгиня  Ольга, выйдя из купели, принимает благословение от константинопольского патриарха.      Ниже - образ «Крещение св. Владимира в Корсуне», где запечатлено, как внук княгини Ольги, последовав ее примеру,  принимает святое миропомазание, входящее в чин православного крещения. Через несколько лет князь Владимир повелел принять  христианство по всей Руси, за что был прославлен Церковью  равноапостольным.

 Идея православной симфонии, столь важная для России, проповедуется в образах «Крещение киевлян» и «Основание Киево-Печерской Лавры», которые повествуют об изначальной поддержке Церкви государственной властью на Руси. «Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг», - объявил великий князь накануне Крещения, которое, по легенде,  состоялось  в праздник Медового СпасаЗдесь изображен сам св. Владимир, молящий Бога о ниспослании благословения русскому народу, священники во главе с митрополитом Михаилом, совершающие обряд крещения, дети князя и его боярин Добрыня Никитич, утверждавший христианство в Великом Новгороде. И следующий образ «Основание Киево-Печерской Лавры» напоминает о первых страницах истории христианства на Руси.  Киевский князь Изяслав, исцеленный св. Антонием Печерским,  в благодарность подарил монахам  высокую гору над киевскими пещерами, где стоит теперь Великая Лавра.  Князь изображен с заступом, роющий землю  для закладки церкви, подле него - св. Антоний и Феодосий Печерские, а также его малолетний сын, будущий правитель Владимир Мономах.

Два образа посвящены самой Москве. Интересно, что  в качестве сюжетов были отобраны исторические события, ставшие вехами в судьбе Москвы именно как столицы России. Это «Закладка Московского Успенского собора в 1326 году»  с изображением  великого князя Ивана Калиты и святителя Петра  и  «Сретение иконы Владимирской Божией Матери», спасшей стольный град от нашествия Тамерлана в 1395 году и ставшей ее  великой хранительницей. Ровно 417 лет спустя после ее встречи, день в день, 8 сентября  произошла Бородинская битва.  Еще два образа посвящены преподобному Сергию Радонежскому. «Игумен Земли Русской» сделал для Державы больше, чем  ее многие правители. Образ «Явление Божией Матери и святых апостолов преподобному Сергию» связан и с Отечественной войной: этим образом митрополит Платон благословил Александра I, когда император отправлялся в армию.

 Далее повествование переходит к русскому государству. В росписи северного придела представлены собиратели земли Русской, родственники Александра Невского, его современники и преемники, правители удельных княжеств, утверждавшие православную веру и канонизированные Церковью, а также святые мученики, пострадавшие или павшие в битвах за Отчизну. Здесь изображены и особенно чтимые в России 28 чудотворных икон Божией Матери, через которые Она спасла от бедствий и Москву, и многие русские города - Боголюбская, Феодоровская, Страстная, Грузинская,   Гребневская, Тихвинская... Точно так же, как в крыле посвященном Русской Церкви, присутствуют образы государей, здесь запечатлены многие деятели Церкви во утверждение принципа симфонии.

В монументальных настенных образах представлены сюжеты из жития Александра Невского, восхваляющие святого князя как  твердого исповедника православия и радетеля о русской земле. В то тяжкое время России приходилось сопротивляться монгольскому хану и отражать натиск  крестоносцев с Запада. Образ «Святой Александр Невский в Орде» повествует о непреложности христианской веры, исповеданной князем перед грозным ханом Батыем, когда тот вызвал его в свой стан, как «хозяин покоренной земли» и велел пройти языческий обряд. Другой образ «Послы Папы пред Александром» прославляет его верность Православной Церкви, что, всегда, во все времена, являлось и сохранением национальной независимости. Папа Римский Иннокентий IV, узнав о бедствии, постигшем Русь - нашествии монголо-татарских полчищ, - послал к князю двух своих легатов с предложением принять на Руси католичество, обещая признать его «знатнейшим» среди всех латинских князей.  В образе запечатлен момент, когда Александр Невский отвечает папским легатам отказом: «Мы знаем истинную веру и церковь от Адама до Христа и от Христа до VII Вселенского собора, содержим то самое учение, которое преподано Апостолами и вашего учения принимать не желаем».  

А высоко на северной стене  - образ Крещения Господня,  с изображениями канонизированных русских князей по сторонам окон. Среди них можно увидеть и образ св. Феодора Ярославича, брата Александра Невского.

 Аналогичная сюжетная линия развивается в наружном образе храма, на его уникальных фасадах. Здесь также связаны в единой мысли образы Господа, Богоматери,  Небесных Сил, хранивших Россию всю ее историю, персонажи Ветхого Завета, Вселенской и Русской Церкви, история России и Отечественная война. Общая идея всех горельефов согласуется с предназначением храма свидетельствовать о богохранимости и богоизбранности России. Скульптуры на фасадах имеют одинаковую схему расположения (поясами: в верхних медальонах, у центральных и боковых дверей, у оконных арках, на углах), но отличаются сюжетами: каждый фасад несет свою идею.  

 Главный, западный фасад посвящен истории создания благодарственного Храма. Здесь помещена ключевая композиция, изображающая Господа во Славе Его и символизирующая единство Небесных и земных сил, созидавших Храм Его Имени. В центре - Сам Иисус Христос, благословляющий Обеими Руками, в окружении Небесных Сил и Архангелов, изображенных при оконных арках.  Рядом с Господом (в боковых верхних медальонах) - небесные покровители русских императоров-храмоздателей и их супруг. Скульптура этого фасада выражает и главную идею самого храма, символизируя русское воинство под защитой Сил Небесных. Отсюда изображения при арке правых врат двух ангелов с церковными хоругвями - в память московского ополчения 1812 года, имевшего вместо знамен церковные хоругви, и при арке левых  врат - двух ангелов с наклоненными знаменами, на которых начертан крест. При арке больших средних врат изображеныЧетыре Ангела, держащие хартию с надписью - «Господь Сил с нами».

 На углах западного фасада расположены монументальные композиции из Ветхого Завета, символизирующие создание храма Христа Спасителя. Их сюжеты повествуют об истории построения в Иерусалиме главного храма во имя Бога Иеговы, которому символически уподоблялось построение московского храма во имя  Христа-Спасителя, а императоры Александр I и Николай I - царям Давиду и Соломону.

Южный фасад,  выходящий к Москве-реке, посвящен периоду Отечественной войны с июня по декабрь 1812 года, когда сражения проходили на территории России. Здесь изображены, во-первых, святые, в чьи праздники состоялись важнейшие битвы 1812 года (св. Иоанн Креститель, св. апостол Фома, св. Роман Рязанский) и осмысляется богохранимость России в этой войне. Вторую группу изображений составляют персонажи Ветхого Завета, (Моисей, Деворра)  напоминающие о благодати для человека и народа упования на Бога. О чудесной Божественной помощи верным свидетельствует горельеф «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», посвященный  победоносной битве за древний город Иерихон. Этот библейский сюжет аллегорически связан с Отечественной войной, а Архангел Михаил был и небесным хранителем главнокомандующего М.И.Кутузова.

 Монументальные горельефы на углах фасада знаменуют победу богоизбранной России, принесшей человечеству мир, и триумфальное возвращение Александра I из Парижа, которого союзники чествовали как освободителя и миротворца. Это символизируют образы Авраама с союзниками, возвращающегося после блестящей победы, которого приветствует царь Мельхиседек, (правый горельеф) и царя Давида, победившего Голиафа и встречаемого сонмом жен (левый горельеф). 

  На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, раскрыта иная ипостась идеи благодарственного национального храма-памятника. Поскольку фасад, как и алтарь, ориентирован на восток, на углах изображены два важнейших события в земной жизни Спасителя -  Рождество и Воскресение, знаменующее Его победу. Эти образы символизируют два триумфальных торжества в Отечественной войне - изгнание врага за пределы России к Рождеству 1812 года и взятие Парижа 19 (31) марта 1814 года, случившееся под Пасху, как христианскую победу добра над злом и свободы - над рабством.

Скульптура фасада посвящена молитвенникам Господу за Россию, ее ратникам, которые одерживали блистательные победы в русской истории, всем тем, кто созидал православную Москву, способствовал ее историческому подвигу и славной победе. Среди изображенных - святители Московские, митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, св. Иосиф Волоцкий и святые мученики Черниговские, князь Михаил и боярин Феодор, пострадавшие в Орде за христианскую веру. А в верхнем центральном медальоне - образ Владимирской иконы Божией Матери, помещенный здесь в память Бородинской битвы.

 Северный фасад, обращенный к Волхонке, посвящен заграничному периоду Отечественной войны 1813-1814 г.г., когда сражения проходили за пределами России вплоть до взятия Парижа и окончательной победы. Сюжеты его горельефов последовательно развивают мысль о Христовой вере на Руси и творимой Промыслом Божиим российской истории. Здесь  Россия представлена преемницей Рима и Константинополя. Первыми  в центральной арке больших средних врат изображены святые апостолы Петр и Павел и четыре апостола-евангелиста, символизирующие начало истории Православной Церкви и апостольской проповеди после Воскресения Христа.  Далее, при арке правых  врат - римский император Константин Великий, основатель Византийской империи, и мать его, царица Елена, которые способствовали превращению христианства в государственную религию Римской империи и Византии. При арке левых  врат - св. княгиня Ольга, и ее внук, св. князь Владимир Великий, крестивший древнюю Русь.  Около оконных арок - св. апостол Андрей Первозванный, благословивший Киевские горы, святой великомученик Георгий Победоносец, чтимый покровителем града Москвы и воинства Российского, и св. благоверный князь Даниил Московский, при котором  Москва превратилась в самостоятельное княжество.

Монументальные горельефы на углах напоминают  о симфонии Церкви и Государства, о победах русского воинства под сенью Православной Церкви в самые роковые и самые великие моменты истории. Здесь изображены два  знаменательных события, случившиеся в далекие эпохи, когда Россия была на грани гибели, но именно тогда особенно сильно раскрылась воля русского духа к свободе и победе, и когда Москву, а с ней и всю Россию спасла ее православная вера. Правый горельеф «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву» обращает мысль к тяжким временам монгольского ига и национально- освободительной борьбы. Левый горельеф «Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков» посвящен героическим событиям Смутного времени. Увенчивает фасад Иверская икона, хранительница Москвы, исполненная по образу чудотворной святыни из часовни у Воскресенских ворот. Все это воплощает главный замысел храма - осмыслять Россию исключительно как православную Державу, восславлять национальное торжество и свидетельствовать о  Чуде.

 Нижнюю галерею благодарственного храма-памятника использовали как мемориал воинской славы России. Ее стены с двух сторон выложены мраморными плитами с текстами Высочайших Манифестов, списками битв Отечественной войны и именами ее героев. Над плитами написаны величания святым, память которых празднуется в день того или иного сражения. 

Плиты расположены в строгом порядке. Движение начинается от западного входа к северу: слева от двери первым расположен Высочайший Манифест от13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, и затем Воззвание к народу Русскому об ополчении от 6 июля 1812 года. Далее по северной стороне в направлении к алтарю в хронологическом порядке помещены описания 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. Этот цикл заканчивается на главной, восточной стороне храма, где находятся Высочайшие Манифесты об изгнании Наполеона из пределов России и в самом центре напротив Горнего места - Манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве. Отсюда по южной стороне в направлении к западному входу расположены плиты с описанием 87 сражений последующего заграничного похода русских войск. У западных дверей исторический цикл логично завершается: справа от входа помещены заключительные Манифесты о взятии Парижа и о восстановлении мира в Европе от 18 мая 1814 года.

Таким был благодарственный храм России, которая победила и во Второй Отечественной. Такой Россию видели наши великие предки. Такую Россию убивали после революции. И снос этого храма был изощренным преступлением против России.    Возрожденный храм предстает несколько в ином образе. Ныне это истинно покаянный храм, олицетворяющий обращение от богоборческой лжи к Божественному закону, к христианскому учению о вечности и о Граде Божием, к историческим корням России как  православной цивилизации. Храм-мученик воссоздан как благодарение Богу за спасение России и ниспровержение утопии о построении рая на земле, как памятник русской истории, подвигу и страданиям, как воплощение национальной идеи. Именно она вновь читается в символике возрожденного храма.  

Ваша оценка: Ничего
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...