Утомление рядового Барина

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Ознакомился с пылким шедевром гениального нашего Никиты Сергеича «Утомленные Солнцем — 2. Предстояние». Название «Предстояние» очень к фильму подходит: оно пафосно, как фильм, труднопроизносимо — что-то среднее между «приставанием» и «представлением» с легким оттенком заупокойности — «преставился» (этот оттенок  замогильности будет периодически проявляться о всем фильме) и, наконец, непонятно, к чему оно тут. Фильм тоже сначала кажется совершенно  неуместным: зачем вообще было его снимать? Чтобы что? Что хотел сказать режиссер Михалков, он же МихАлков своей картиной? Непонятно.

Персонажи помнят о собственной смерти и ведут себя соответствующе: они мертвы

Первая загадка состоит в том, почему потребовалось оживлять героев, благополучно убитых режиссером в первой части?  Почему нельзя все то же самое сделать с другими людьми? Очевидно, Михалкову просто трудно расстаться с этими героями. Он испытывает к ним привязанность. Личную. Это и не удивительно: «Утомленные Солнцем — 1» — одна из лучших работ режиссера, а возможно и вовсе — один из лучших фильмов, когда-либо снятых человеком. Все люди в этом фильме настолько живы, что язык не поворачивается назвать их персонажами. Он любят, грешат, ревнуют, предают, мстят, ненавидят и раскаиваются так искренне,  так по-настоящему, что даже после их смерти чувства их не исчезают, а остаются со зрителем. В результате мы имеем картину, равноценную шекспировскому «Макбету». Простите меня за пафос.

И вот, не будучи в силах расстаться с ними, Михалков их оживил. Не нужно было этого делать. Очевидно, персонажи помнят о собственной смерти, и ведут себя соответствующе: они мертвы. Они ходят, говорят, взаимодействуют с другими персонажами, но все это скорее напоминает какой-то посмертный сон. Мы имеем дело с зомби. Они холодны, лица их малоподвижны. Их жизнь — ад. Герой Меньшикова окончательно превращается в некое подобие назгула — мучимого страхом перед Господином и мучающего тех, кто ниже. Дапкунайте — вовсе исчезает, а на ее место приходит обожаемая мною Виктория Толстоганова. Она играет великолепно, но ничего не может сделать — ее героиня уже мертва. Котов превращается в лагерную пыль. Серую, обезличенную. И восстает из этого праха в новом качестве. Очень показателен сам момент этого воскресения Котова — он воскресает одновременно с получением известия о начале войны. Узнав о войне, он радуется. Война для него — символ собственной значимости, свободы. Он вообще предстает в фильме духом войны. Война — его жизнь. Больше в его жизни ничего нет. Он так же потусторонен, как и другие «воскрешенные» персонажи. Но есть нюанс.

В интернете (и не только в нем) уже давно умиляются самой большой и искренней любви Никиты Сергеича — любви к самому себе. За отсутствием ложной скромности и трезвое, прагматичное отношение к предназначению окружающего его народа ему уже давно дали кличку «БаринЪ». БаринЪ и тут себя не обделил: поскольку в рамках военной драмы по Великой Отечественной войне сыграть царя не было ну никакой возможности, Михалков просто и со вкусом сделал себя супергероем.

У супергероя железные пальцы, из которых выскакивают лезвия. Супергерой ловко прыгает по кишкам не такого ловкого, как он, быдла и со страшной силой мочит фрицев. Окружающие же в основном используются как смазка для немецкого штыка и фарш на немецких же гусеницах. Получился такой православный человек-паук по-михалковски. Пребывающий среди «обычных людей» сверхчеловек.

«Обычные люди» в картине, как правило, используются для того, чтобы своей никчемностью, подлостью, трусостью и идиотизмом оттенить скромно сияющее совершенство главного героя. Очень показательны неброские сравнения, внедренные в фильм режиссером. Так, например, в момент падения на храм бомбы, после взрыва, разносящего все в клочки, остаются невредимы: сам Михалков, немец, который тут же Михалкову сдается и даже показывает, как правильно связать ему руки (понял, перед кем стоит)  и икона Богородицы. Весь фильм то и дело на экране возникает крупный план лица Михалкова. Он в каске, в бороде проседь, глаза устремлены в никуда. Невозможно не заметить этом кадре сходство с русскими иконами.

Получился такой православный человек-паук по-михалковски

Есть идея, что это был образ солдата, вынесшего на своих плечах тяготы Войны, но в роли простого солдата-штрафника Михалков так же убедителен, как Элтон Джон в роли католического монаха. Смотришь на него, и сразу становится ясно, что «тут вам не здесь».  Иногда возникает мысль, что «чистилище», в которое Михалков опустил своего героя, — это такой способ привести его к покаянию, вытащить из ада, избавить от вечной смерти, которую тот несомненно, судя по УС-1, заслужил, но михалковское извращенное, напыщенное понимание термина «человеческое достоинство» (в Церкви это называется «гордыня») не дает этой мысли развиться и закрепиться. В итоге получается  какой-то дикий сплав из «Богатые тоже плачут» и «Спасения рядового Райана». Утомление рядового БаринЪа.

 

Бога и православия в картине много. Их много и они такие, что становится нехорошо. Примерно вот это когда-то изрядно отпугивало меня от Церкви. Вера  в УС-2 — сектантская, злобная, с легким оттенком превосходства. Верующие и неверующие в фильме противопоставлены жестко: первые живут, вторые — уничтожаются. Священник с оторванными ногами, в воде, держась за противокорабельную мину, крестит Надю, и Надя спасается. После этого Надя прощается с миной и мина подрывает корабль с «совками-идолопоклонниками». Для того чтобы подчеркнуть идолопоклонничество, режиссер использует бюсты Сталина, которые грузят на эвакуационный транспорт.  

После взрыва один из бюстов падает рядом с Надей, напоминая, что и она — жива только по милости. Перед боем татары начинают молиться, а кремлевский курсант держит в руках ключи от выделенной государством квартиры и повторяет ее адрес. Следующий кадр — ключи,зацепившиеся за красные от крови гусеницы немецкого танка. Разделение людей на имеющих веру и не имеющих  проходит через фильм красной нитью.

Я — православный. Я прекрасно помню радость неофитства. Мне, конечно, хочется, чтобы православие приняли все. По одной простой причине: православие — Истина. Однако у меня не возникает желания, чтобы все неверующие сдохли в страшных муках. Мне этого для самоутверждения не требуется. Зачем это Михалкову — догадываюсь. Его обращение к православию примерно так же искренне, как любовь к советской власти, которая вот только что была, а теперь раз — и нету. Как отрезало. Зыбко все. Шатко. И зыбкость эту вместе с шаткостью можно ликвидировать двумя способами: первый — подняться над собой, второй — унизить окружающих. Каждый выбирает способ себе по силам. Вот только к вере это не имеет ни малейшего отношения.

Чуткий организм Никиты Сергеевича почувствовал укрепление российско-германской дружбы

В связи с этим возникают особенности портрета фашистов, которые когда-то вторглись на нашу землю и убили 27 миллионов людей. У Михалкова немцы —  карающий меч. Орудие Бога. Они чисты как ангелы. Они расстреливают цыганский табор, но ты их как-то понимаешь, они сжигают всю деревню, но  деревня это заслужила своей черствостью. Они свято блюдут международные конвенции и только тупые совки заставляют их расстрелять судно Красного Креста. Во время просмотра этого шедевра я несколько раз вспоминал рассказы о войне моих дедов и прадедов, бабок и прабабок. Наверное, им почудилось, что санитарные эшелоны, в которых они ехали, бомбились и расстреливались, им привиделось, как расстреливают раненых в госпиталях, им показалось, как вешают и сжигают не за молчание, а за слово, сказанное в защиту ближнего.

Чуткий организм Никиты Сергеевича Михалкова, унаследовавший эту свою чуткость от поколений предков, тонко чувствующих исторический момент и оттого понимающих, кому нужно петь «осанну» в каждый конкретный момент, почувствовал укрепление российско-германской дружбы в последнее время. И сделал выводы.

Отношение к реальной истории в фильме — более чем фривольное. Но если в первом «Солнце» это все отыгрывалось драматургией, служило ей, то тут все это стало самим смыслом фильма. Главным стали декорации. Если в театре главным зрелищем становятся декорации, то это называют провалом. Если это происходит в фильме Михалкова, то это называют «великим кино о великой войне, от великого режиссера».

Нежные немцы, которых фюрер освободил от «химеры совести», дырявые ложки, рассыпаемые с самолетов, танки под парусами... Все это — органично бы смотрелось в китайском боевике или японском мультике, но не в картине, для съемки которой нужно было «смотреть кинохронику и изучать материалы». 


Остался один вопрос: зачем режиссер снимал весь этот маразм? Почему человек, снявший «Чужой среди своих», начал снимать вот это? Как так получилось, что раньше было интересно смотреть, а теперь с экрана льется непонятно что? И на эти вопросы есть ответ. Все просто: раньше талантливый режиссер Михалков, будучи порабощаем советской властью, снимал для вас. Поэтому картины, снятые талантливым режиссером для вас, вам нравились А сейчас он снимает не для вас. Не вы его аудитория. Этот продукт — для экспорта. Для кинематографических жюри разных кинофестивалей. А вы —  режиссеру не нужны. Вот и все. Он деньги получает от государства, а не от вас. А славу от международных фестивалей, которым плевать на то, что было на самом деле в какой-то России, с какими-то русскими во время какой-то Великой Отечественной. А поскольку им плевать, то и режиссеру —  плевать.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.4 (132 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Носикову просто надо что-бы бюст Сталина не сваливали, а уважали.

[ответить]

Носикову надо, что бы уважали народ. Людей наших уважали, ветеранов. Думаю так.

[ответить]

Хорошо, но слишком мягко, пожалуй. Нежно, я бы даже сказал.

[ответить]

Заинтриговали, надо будет посмотреть. На фоне помоев, вроде "Мы из будущего 2", где немцев выставляют выродками и живодерами, убивающими всё и вся, должно быть интересно. Кое-кому (как и автору данной статейки) видимо очень выгодно, чтобы русские и немцы считали друг-друга врагами!

[ответить]

Заинтриговали, надо будет посмотреть. На фоне помоев, вроде "Мы из будущего 2", где немцев выставляют выродками и живодерами, убивающими всё и вся, должно быть интересно. Кое-кому (как и автору данной статейки) видимо очень выгодно, чтобы русские и немцы считали друг-друга врагами!

[ответить]

Русские и немцы - не враги. Русские и немецко-фашистские захватчики - враги.

Но вам в своей голове этого не уместить.

Маловата будет.

[ответить]

Нет, немцы были ангелами, конечно. Посмотрите для начала Обыкновенный фашизм или Неизвестную вону. Там ДОКУМЕНТАЛЬНО показано, КАКИМИ были фашистские захватчики. И, никуда от этого не деться, они были НЕМЦАМИ.

[ответить]

Я думала, что мне предстоит прочитать текст о ФИЛЬМЕ, но получилось, что прочитала о МИХАЛКОВЕ. Найду ли я на просторах хотя бы одну рецензию не на Михалкова, а на "Утомленные солнцем 2"?

[ответить]

Отличная рецензия на сайте Гоблина www.oper.ru

[ответить]

Не то, чтобы рецензия, но очень интересно автор делится впечатлениями http://www.from-ua.com/voice/87612dac791ab.html Анатолий ШАРИЙ. Шедевр от свихнувшегося режиссера

[ответить]

Не то, чтобы рецензия, но очень интересно автор делится впечатлениями http://www.from-ua.com/voice/87612dac791ab.html Анатолий ШАРИЙ. Шедевр от свихнувшегося режиссера

[ответить]

Роман Носиков, как обычно, не разочаровал. Многое в его статье созвучно моим мыслям и чувствам. Жаль, что я не могу вот так словами…

[ответить]

русаки жополизы --- то европе лижете .то кавказцам-позор!!!!

[ответить]

Вы предлагаете полизать нам?

[ответить]

ты завидуешь, что не ты не кавказец и не в Европе?

[ответить]

категорически не согласна со статьей, никто, повторю, никто не снимает в России таких фильмов,как Михалков!!!!!!!!да он обеспечен, он уже пожил,даже где то пафосен, НО фильм отличный и каждому необходимо его посмотреть, если у человека есть хоть смутное представление о том времени!!эта наша история, хоть и построенная на вымышленном эпизоде!вы посмотрите кто там снялся - это не сошки после института, это самые талантливые актеры нашего времени, даже в незначительных эпизодах снимается Пашутин, Золотухин - вам эти фамилии хоть что то говорят??

[ответить]

Обвинять всех критикующих в отсутствии интереса к нашей истории и "смутном представлении о том времени" может только молодой человек, получавший образование в последние 15 лет и по этой причине даже не догадывающийся, какие в нашем отечестве существуют кинематографические шедевры о нашей войне, созданные отнюдь не для фестивалей в русофобской Европе (поддержавшей и Гитлера, и Наполеона, и Карла, и...Грузию...)

[ответить]

Роман, Вы совершенно верно заметли вначале, что главные герои фильма мертвы. Это очень важный момент!

Но надо понимать в каком смысле они мертвы. УС-1 снят в совсем другом стиле, другом жанре. С точки зрения реализма УС-1 его герои действительно мертвы, но УС-2 совершенно иной мир, мир символизма, где герои играют уже совсем по другим правилам. Это фильм, в конечном счете, вообще не о войне, на мой взгляд. Да и потом, он только прелюдия к третьей части. Давайте не будем торопиться.

[ответить]

а чем этот фильм отличается от пропаганды ген.власова.можно прочитать в инете.элита россиянии состоит из людей предавших ссср и разваливших его.так не успеете оглянутся а тут агрессия с запада а защищать вас не кому. я живу в латвии и знаю что такое быть под чужой властью.никому не пожелаю.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...