Поэт и скоты

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

При посещении театра неплохо помнить поговорку музыкантов о том, что хорошую игру на скрипке слушать невозможно, слушать можно только гениальную игру на скрипке.

Вот так же и с театром. Ходить надо на мастеров, на настоящих актеров. Такое вот я сделал для себя открытие, да простят меня все те, кто сделали это открытие давно.

И это мое открытие было подтверждено на спектакле «Сирано де Бержерак». Правда, чтобы заманить меня на этот спектакль, жена пошла на небольшой обман, купила дорогие для нас билеты, а мне сказала, что это спектакль с Безруковым, не уточняя, какой именно спектакль. Так бы я едва ли пошел на эту длиннющую пьесу о любви (спектакль идет 4 часа).

Безрукова я видел на сцене, и знал, что этот актер обладает колоссальной энергетикой. Я его видел в спектакле «Пушкин», и он буквально подавлял партнеров, фактически он играл, а все остальные были статистами. Включая отца Безрукова, тоже великолепного актера.

Энергетика была такая мощная, что у меня заболела голова. Дело в том, что спектакль — это всегда обмен энергиями между актерами и публикой. Мужчина-актер дает энергию женщинам и забирает ее у мужчин, женщина-актриса дает энергию мужчинам и забирает ее у женщин.

Достойной актрисы тогда рядом с Безруковым не было. Жену Пушкина Натали играла некая красотка ростом под метр девяносто, которая лихо садилась на шпагат, и делала этот шпагат стоя. Но проку от ее шпагатов мне не было, и разболелась голова.

А в «Сирано» главную женскую роль играет Лиза Боярская. Я везде про нее читал, какая она плохая актриса. Да и в фильме «Адмирал» она была не очень, правда, там все были не очень, ибо фильм слабый. Ну, думаю, опять голова  болеть будет.

Ладно, деньги заплатили, делать нечего, нужно идти и наслаждаться. Кстати, я вспомнил, как лет пятнадцать назад работал с одним парнем, неудавшимся  актером, он всегда таскал зачем-то с собой эту пьесу «Сирано де Бержерак». Откроет  книгу и с тоской смотрит. Это была его мечта — сыграть Сирано. Меня это удивляло. Ладно — Гамлет. А тут неудавшийся любовник, урод. Неудавшийся любовник — разве это трагедия? Это фарс.

Но был Безруков, тем более что выступал он там не только как актер, но и как второй режиссер. Это было еще интереснее, потому что актер — это пластилин, а режиссер —  это тот, кто из этого пластилина лепит.

Безруков мне стал интересен после того, как он со своим отцом осуществил съемку фильма «Сергей  Есенин». Кто не знает, в этом фильме была озвучена  патриотическая версия  гибели великого русского поэта.

«Патриотам» опять все было не так,  хотя это чуть ли не единственный фильм, который правдиво отражает тогдашнюю эпоху.

Еще я видел Безрукова в спектакле, поставленном по мотивам рассказов Чехова. Так вот, вывод мой  такой: Безруков — очень русский актер, русскость в нем преобладает над всем прочим. И поэтому господин Безруков для меня союзник, кто бы что о нем ни говорил.

Но вот приезжаем мы с женой в Вахтанговский. Театр старенький, и все в нем старенькое. Перед спектаклем ходили по театру. Смотрю, стоит роскошный красный диван, но на нем почему-то никто не сидит. Я сел. И пыль веков поднялась с него. Думаю, дивану этому не сто лет, а больше, может быть, двести. И пружины его жалобно застонали, и весь он просел.

И я подумал, что, может быть, на этом диване сидела сама Кшесинская? Ведь неизвестно, как попал этот диван в театр, откуда его большевики приволокли?

Я это к тому, что диваны можно было бы и заменить, а этот сдать в музей, конечно.

Мужчин в театре было раз в десять меньше, чем женщин. А среди тех, которые пришли, большая часть была приведена своими женщинами. Мужчины грустили. Хотя был один качок, ходил жизнерадостной походкой и напрягал свои бицепсы-трицепсы.

А многие одинокие дамы, пришедшие с подругами, пили перед спектаклем коньячок или вино.

Но не все рассчитали свои силы. Прямо за нами начали усаживаться две такие подруги и никак не могли попасть в кресла. Это было странно, с их фигурами промазать было трудно. Они долго усаживались и внятно матерились. У одной в руках была банка с пивом, видно, девушка хотела «отлакировать» коньяк.

Жена моя пришла в полное негодование. Она вообще-то всегда встает горой за женщин, но тут не выдержала и сказала, что ничего нет противнее пьяных женщин.

Сначала я согласился, но начался спектакль, и как только появился Безруков, то пьяные бабы сразу стали  аплодировать, хохотать, короче, я понял, что это фанатки артиста, и сразу все им простил. Ибо у меня тоже есть фанатки, хотя я пишу о политике, в основном. У меня целых две фанатки. И они мне дороги. Я знаю, что хоть два человека прочтут то, что я пишу, как минимум без злобы.

А спектакль между тем шел, актеры разогрелись и...  с какого-то момента я стал, со всем залом, постепенно втягиваться в ту реальность, которая была на сцене. Происходило чудо. И основным «мотором» этого чуда был крепкий парень среднего роста по фамилии Безруков.

Как он  это делал, мне совершенно непонятно, но зал постепенно заполняло чувство любви, тихой радости и  восхищения перед человеком. Перед тем, как человек может любить, каким благородным он может быть, и на какое самопожертвование готов идти во имя других людей.

Вот сидим мы посреди этого города — Москва, где почти все решают деньги, положение, связи, где цинизм пронизывает все, где нет места благородству и искренности, но ведь то же самое окружало поэта Сирано де Бержерака несколько веков назад. Он разгоняет театральное представление и платит за то, чтобы актеры не играли, ибо не может слушать эту фальшь.

А разве мы бы не разогнали наше ТВ, была бы наша воля,  чтобы не видеть и не слышать эту фальшь?

Главную героиню в спектакле, Роксану, как я уже писал, играла Лиза Боярская. Так вот, она оказалась замечательной актрисой. Она совершенно органична на сцене. В ней не было чувственности, только кокетство. Но ведь Роксану наполняла отнюдь не чувственная любовь.

Тем, кто забыл, напомню сюжет. Сирано любит Роксану, а та  влюбилась в молодого красавца, однополчанина Сирано де Бержерака. Роксана назначает встречу Сирано, и просит его, одного из лучших дуэлянтов, драчуна и храбреца, чтобы тот защищал ее любимого.

И влюбленный поэт выполняет просьбу той, которую он любит. Боже, как меня это бесило в юности! Он ночью объясняется в любви от имени глупого красавчика Роксане, и она выходит замуж за красавца.

Почему? Потому что она услышала — как она прекрасна! И сказано это было поэтом! Каждая женщина знает, что она прекрасна, но хочет услышать  подтверждение этого.

А потом Сирано и молодой муж Роксаны уходят на войну и терпят лишения, их там окружили испанцы. Роксана приезжает к ним. Она говорит, что испанцы пропустили ее  потому, что она сказала, что едет к любовнику, если бы сказала, что к мужу — не пропустили бы.

Почему она приехала? Сирано от имени мужа писал ей  по три письма в день, в которых говорил — как она прекрасна! И женщина приехала, чтобы умереть рядом с тем, кто говорит о том, как она прекрасна! И муж Роксаны услышал от нее, что она приехала из-за этих писем. Муж спрашивает, а если бы эти письма писал не он, а какой-то урод? Роксана отвечает, что ей все равно, пусть урод.

Сирано слышит эти слова, а для мужа Роксаны невыносимо знать, что она любит не его, а слова, слова поэта о ней. Они с Сирано уже боевые товарищи, он уступает Сирано Роксану, но погибает в бою, а поэт после этой гибели не может сказать Роксане, что это он признавался ей в любви, он писал эти письма.

Роксана уходит в монастырь, потому что больше некому  говорить — как ты прекрасна!

Вроде бы чушь, Но никому в голову не пришло в зале, что это чушь. Ибо на сцене «жила» правда жизни. Разве в той же Москве не страдают сотни тысяч одиноких женщин, как в монастыре, только потому, что им некому сказать — как ты прекрасна!

Сказалось, что Безруков не только исполнитель главной роли, но и второй режиссер спектакля. Он играл на своих партнеров по сцене, он старался «оттенять» их, он, казалось, почти ничего не делал, но если бы на сцене был только он  и Боярская, не сомневаюсь, что эффект был тот же —   потрясение зрителей.

Проходит пятнадцать лет после смерти мужа Роксаны, все эти годы поэт регулярно приходит к ней. А между тем, за свое право говорить о сильных мира сего то, что думает, он платит. Его травят, он нищий, ему нечего есть.

Но его боятся, нет желающих вызвать его на дуэль. И он живет вопреки всему, любит женщину и счастлив. И это невыносимо для скотов. Нанимают убийц, и они сбрасывают  Сирано на голову бревно, когда он выходит из дома. Ну чем не современная заказуха?

Он приходит к Роксане в последний раз, он почти ослеп от удара. Но она не замечает ничего, она думает, что уже никто не скажет ей, как она прекрасна.

Ей не нужны банальные признания в любви, ей нужны слова поэта. И она просит Сирано прочесть ей последнее письмо, которое она получила от мужа. Он не видит текста, но он сам писал это письмо и читает его по памяти. Лист вырывается у него из рук, он не может его поднять, ибо не видит, и говорит по памяти.

Вот тут Роксана и понимает, что это Сирано писал ей эти письма! И что все эти 15 лет с ней рядом был человек, который мог ей говорить — как она прекрасна! Она кричит, что догадывалась об этом. Но поэт умирает.

Очень жизненная история. Все мы о чем-то догадываемся, но ничего не предпринимаем. А потом выясняется, что бревно уже упало.

А зал уже давно видит не актеров, а реальных людей, и зал сопереживает. Затихли две мои «соседки» сзади, только, когда в разгар всех этих страстей у какого-то мужчины  затарахтел и запрыгал мобильник, одна из дам приглушенно сказала: «Удавила бы козла».

Я обернулся и увидел, что женщины, взявшись за руки, беззвучно рыдают. И почти все зрители были в слезах, все были потрясены.

* * *

Оказывается, можно прожить жизнь и не быть скотом. Очень большое открытие для Москвы 2009 года.

Не  укрепление вертикали власти нам нужно, а люди с честью и совестью нам нужны, благородство нам нужно и добро, уважение к людям.

* * *

Думаю, Безруков так потрясающе сыграл Сирано потому, что до этого играл Есенина и Пушкина. Он понял суть великих поэтов, понял их правду. И если подумать, то Пушкин повторил судьбу Сирано, его так же затравили и убили скоты, которые ненавидели его.

* * *

А Сергей Безруков — великий русский театральный актер. Это к слову.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.5 (13 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Ну, а как же. Можно быть человеком. Но для того всякие дома-2 и существуют, чтобы нам доказывать - кругом одни скоты. И забудте, скоты, что вы - люди.

[ответить]

Безруков безусловно замечательный актер, но в фильме о Есенине он сыграл жалкого пропойцу, а не того, кто сказал о себе пронзительные строки:" Не такой уж жалкий я пропойца, чтоб тебя не видя умереть..." И не стоило так подробно пересказывать содержание спектакля. Ростана читали - знаем.

[ответить]

а мне наоборот кажется, что пересказ был очень к месту и привязан к смыслу статьи, потому что содержание излагалось под впечатлением современной актуальности темы.  получилось отлично

[ответить]

Спасибо Вам, Александр, за статьи! Пишите, Вы нам нужны.

 

[ответить]

Александр, ждем Ваших публикаций1 - Вы нам нужны! Приятно, что даже на форуме АПН Вам удалось расслышать мои апподисменты

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...