Дневник ХХХI Московского международного кинофестиваля. День восьмой

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Заканчивая серию репортажей с 31-го Московского международного кинофестиваля, хочу поподробней остановиться на разочарованиях — фестивальная программа очень разнообразна, в том числе, по уровню и качеству отобранного кино. Я не профессиональный критик, а просто любитель, и мне можно смотреть исключительно то, что хочется; тем не менее, избежать огорчений никогда не удается — тут не спасает ни киноэрудиция, ни знакомство с актуальным мировым кинематографом. Если нет чутья, нюха на фильм, специфической интуиции, то в бочке меда всегда попадется ложка чего-нибудь менее вкусного.

Справедливости ради следует сказать, что моя интуиция дала сбои всего несколько раз.

Фильм чеха Юлиуса Шевчика «Нормальный» мог стать захватывающим психологическим триллером, восточноевропейской версией «Молчания ягнят», однако не становится, хотя материал благодарнейший: Германия начала 30-х, молодой и амбициозный юрист берется за свое первое дело — защищать в суде знаменитого серийного чикатилу, известного как «Дюссельдорфский вампир». Тут тебе могли быть и Фрейд, и природа сексуальности, и природа насилия, и погружение в хитросплетения юриспруденции, и психологическая дуэль адвоката и подзащитного, и однозначные социальные параллели и обобщения о погружении Европы в пучину фашизма, однако всё ограничивается каким-то сомнамбулическим отрывочным показом провалов в сознании адвоката, снятых на неестественную сине-зеленую камеру, и хотя дюссельдорфский вампир (Милан Княжко) — просто копия Хопкинса-Лектера, эта параллель совершенно не выстреливает. Вместо саспенса и оголенных нервов — мутная, усыпляющая тягомотина. 

Аннотация к фильму австрийца Людвига Вюста «Кома», демонстрировавшегося в номинации «молодых кинодарований» «Перспективы», неумолимо напоминала о датском фильме Томаса Винтерберга «Торжество» — экспозиция и сюжет очень похожи. Такой же праздничный сабантуй по случаю 50-летия героя — в отсутствие самого именинника, такие же скелеты в шкафу, скрывающиеся за иллюзорным фасадом благополучной семейной жизни. Австрияки — поставщики фильмов о семейных неурядицах, детском насилии, суицидах на почве сексуальной либо социальной неудовлетворенности, в общем, здравствуй, дедушка Фрейд, избиратели дохлого Йорга Хайдера приветствуют тебя. Но Вюст, к сожалению, не Ханеке и даже не Зайдль — претензия на home video, снятое домашней камерой или даже мобильным телефоном, больше смахивает на непрофессионализм оператора, чем на художественный приём, многозначительные длинноты оказываются просто длиннотами, за которыми ничего не стоит, натуралистическая демонстрация тошнотворных перверсий не имеет ничего общего с реализмом фон Триера, больше напоминая скачанные куски с БДСМ-овских сайтов. Единственный фильм, с первых кадров которого захотелось уйти.

Рискую навлечь на себя гнев киноманов, но и Ларс фон Триер своим «Антихристом» зачем-то в течение двух часов доказывал нам, что он не Ханеке. Посвящение фильма Тарковскому никого не должно ввести в заблуждение: на самом деле, «Антихрист» — в чистом виде диалог с Ханеке, этакое «парень, я тебя сделаю». Ан вот «сделать»-то и не получилось.

На мой взгляд, фон Триер допустил, увы, слишком распространенную в последнее время среди маститых кинематографистов ошибку — слишком уверовал в то, что он универсальный художник. Когда режиссер, много лет снимающий роскошные любовные мелодрамы, вдруг начинает снимать фильмы о революции, обычно получается плохо — если, конечно, перед нами не абсолютный гений. Так же и наоборот — когда один из лучших мировых авторов гражданского, социального кино Кен Лоуч привозит на ММКФ в этом году ленту о семейной жизни и футбольных кумирах, ничего кроме недоумения это не вызывает.  

То же и с фон Триером — лучший европейский киноисследователь психологии социума, толпы, малых групп зачем-то обратился к terra incognita — индивидуальной психологии, и оказался совершенно беспомощен. Великолепная операторская работа, Гендель и Гайдн в качестве саундтрека, завораживающая картинка, актерский дуэт главных героев выше всяких похвал (Уиллем Дефо — как всегда, полнокровно, Шарлотт Гейнсбур — просто гениально, на пределе человеческих возможностей), а в целом — ничего, кроме раздражения, недоумения и нервного истерического хохота в зале. 

Фон Триер нарушает основополагающий жанровый закон:  зрителю должно быть либо смешно, либо страшно. Если зрительный зал гогочет через каждые пять минут, значит, перед нами не леденящий кровь триллер, а картонная пугалка. Сделав амбициозную попытку препарировать человеческий мозг, фон Триер не отвечает ни на один им же поставленный вопрос, сводя всё моралите к набору банальностей: всё зло в мире — от баб, женщина — это инкарнация дьявола, нельзя быть эгоистом, нельзя трахаться с собственным психоаналитиком. Ну и что в этом оригинального?

Поскольку концептуально фон Триер терпит полный крах, увязнув в материале, который он не понимает и не может объяснить, остаётся оригинальничать, экспериментируя с визуальным рядом и нажимая на запретные кнопочки у зрителя. Тут я не берусь давать рекомендации — если вам приятно понаблюдать, как озверевшая фемина раскраивает мужу яйца поленом, просверливает ему ногу дрелью, чтобы вставить туда точильный камень, затем откусывает себе клитор ржавыми ножницами, не прекращая при этом мастурбировать любимого супруга — фильм «Антихрист» для вас. Не знаю, как вам, а мне привычней и приятней видеть, как мужчина эякулирует спермой, а не кровью, но фон Триер считает, что кровью куртуазнее — не смею с ним спорить, в конце концов, это он Художник, а не я.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...