О танках без грязи

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Говорят, что когда над городом появляются летающие тарелки, двигатели машин глохнут.

Армейская комедия Владимира Тумаева "Танки грязи не боятся" (2009) именно об этом: танки выплывают из тумана, как призрачные НЛО.

Движки "байков" летят, а сердца красавиц замирают.

Танки в фильме вполне могут оказаться "секси", и они, конечно же, не боятся грязи...

Фильм четырёхсерийный, однако, смотрится на одном дыхании. Сюжет следующий: под влиянием деда - генерал-майора танковых войск в отставке - главный герой Саня Круглов (Сергей Сотников) уже отучился год в танковое училище, однако мечтает стать актером. Втайне от деда он успешно сдает экзамены в театральный, однако тайное неожиданным образом становится явным, и герою предстоит тяжёлый разговор с дедом.

Весь этот запутанный клубок семейных надежд и обид неожиданно развязывается самым неожиданным образом. Саня оказывается один на пустынном шоссе, и после крайне удачного автостопа, а затем - каскада не слишком опасных гонок и лёгкого мордобоя оказывается на гауптвахте без ясных перспектив на ближайшие сутки, однако при отношениях с молодой симпатичной девушкой, живущей где-то поблизости от расположения танковой части. Такой вот лихой поворот сюжета. Так из военного училища Саня загремел в армию, на срочную службу...

Но не всё потеряно. Благо, дед может добиться, чтобы внука не послали куда-нибудь в Забайкалье, а оставили тут поблизости, в Подмосковье. Можно было бы и в Москве, но ведь девушка... Для сержанта Александра Круглова начинаются   воинские будни командира танка.  "Три танкиста, три веселых друга", Саня, Петя и Никита, учатся управлять боевой машиной, ломают её, чинят, ходят в увольнительные, а когда нет - в самоволки. Иногда - в самоволку идут вместе с "машиной боевой". А куда ж у нас без танка сунешься!

По ходу дела отношения с девушкой Машей (Екатерина Шпица) развиваются в своём темпе... Маша оказывается дочерью полковника - командира танкового полка, в котором Саня проходит срочную службу. Какое голливудское везение! Правда, вначале Саня об этом не знает.

Параллельно светлой стороне армии в фильме присутствует и инфернальная: "олигарх местного разлива", как его тут называют, протягивает свои щупальца к воинской части, подкупая и собирая компромат. Цена вопроса: выигрыш жирного тендера на строительство и новый армейский автопарк, который олигарх  пытается скупить по цене старья. Для бизнеса все средства хороши, даже использование собственного сына в роли жигало и женского шантажиста. Ефрейтор Аркадий Александров (Андрей Булатов) послан отцом завоевать сердце дочери командира полка, что обеспечит "правильное" течение денежных потоков. Это - приказ, а приказы олигархов - даже "местного разлива" -  как известно, не обсуждаются. Они выполняются...

Помощником олигарха в темных делишках - не бескорыстным, конечно, - выступает сам замполит части. Да, да, не удивляйтесь, именно замполит! Какая смелость сценаристов, хотя и маленько запоздалая: на пару-тройку десятилетий. Впрочем, зло в фильме изображено комичным и поэтому совсем не страшным.

В борьбе за сердце Маши сталкиваются не только Саня и Аркадий, но и экипажи, и в каком-то смысле танки. Кавалеры слегка распетушились, однако капризная девчонка объявляет им строго следующее: "Хочу, чтобы рядом со мной был настоящий танкист, и не просто танкист, а самый лучший во всей дивизии!" Что ж, вполне легитимное желание, хотя и не слишком распространённое.

Впрочем, игра Екатерины Шпицы настолько убедительна, что повода для зрительских сомнений не остаётся. Другая молодая актриса, Вероника Агапова, играющая подругу Маши - Таню, также заметна своими оживляющими действие  ужимками и мелкими выходками. И вообще, игра всех без исключения актёров в фильме достойна похвалы, очень ровная, без явных неудач. Заметна не только актерская школа, но и работа "смазанного" механизма киноиндустрии, не позволяющего появиться на экране явной халтуре.

Мужская конкуренция за сердце дамы достигает пика, когда начинаются междивизионные соревнования. На них Санин экипаж должен обязательно победить. Иначе не видать Сане Маши, а Маше Сани, так как последний публично пообещал отступиться от неё в случае своего проигрыша. Задача становится почти что неразрешимой из-за козней сына олигарха Аркадия, который пытается испортить оборудование, а также идет на откровенный подлог: в решающих соревнованиях место командира танка займёт вместо него лучший танкист полка, его друг Вадим Смирнов (Юрий Быков).

Но всё, как и полагается в комедии, заканчивается хорошо. Добро побеждает, но без изуверства, зло посрамлено, но не издыхает, а скуля отползает в сторону...

Фильм представляет собой сгусток новых армейских реалий, к которым общество ещё не  привыкло, так что не все в это сразу поверят. Это - когда можно и с мобильника домой позвонить, и на кабриолете покататься, сходив в увольнительное. Если, конечно, у тебя имеются такие возможности...

 

Некоторые эпизоды могут вызвать у непосвященных особый протест. "Олигарх местного разлива" отправляет сына в армию, чтобы из него "мужика сделать". Ещё недавно такое было бы невозможно представить даже в сказках. Но теперь почему бы и нет? Если имеется возможность договориться, чтобы часть была под боком, притом элитная, где меньше проблем с дедовщиной. Да и срок срочной службы сократился до 1,5 лет, а теперь вот - до одного года. Мотивации для того, чтобы "откосить" от армии любым путём остаётся всё меньше. Пусть лучше Родине сынок послужит, чем на наркотики от безделья присядет...

Как ни странно, наибольшие предпосылки для заинтересованности, чтобы их сын шел на военную службу, имеют обеспеченные родители. Тут не альтруизм, а явный интерес: сын обрастёт не только опытом, существенной для серьёзной карьеры биографией, но и связями. Так и подмывает добавить, следуя сюжету фильма: "коррупционными связями", однако не будем слишком строгими в определениях... 

Это у низов, в неполных семьях, сыновьям нужно думать, куда поскорее устроиться подрабатывать, чтобы поддерживать себя и родителей. Обеспеченные подобных проблем не имеют, им легче сосредоточиться на своей карьере. Таким образом, Россия постепенно становится похожей на другие страны,  в которых мотивация молодёжи идти на воинскую службу снизу вверх социальной пирамиды не снижается, а только растёт.

Впрочем, не следует преувеличивать размах перемен, они все ещё катастрофически отстают от поступи истории, а тем более - от нужд разделённого этой историей русского народа. "Есть профессии, в которых ошибки не просто опасны, они недопустимы. - говорит генерал-майор внуку: К этим профессиям относятся врачи, учителя, солдаты". Из этих слов можно сделать вывод, что положение по-прежнему близко к катастрофическому. Ведь в России уже два десятилетия "бюджетники" и военные - самая опущенная в материальном плане часть населения, которая теперь, в связи с кризисом, опять должна ждать своей очереди "к миске". Какая уж тут может быть безошибочность, ей просто неоткуда взяться...

Отсюда и соответствующий человеческий материал, всё ещё преобладающий в вооруженных силах, если на считать стратегическую часть и части постоянной готовности. "Бесполезно, это же комендатура. У них тут дисциплинарный устав вместо мозгов", - говорит Маша по поводу сослуживцев своего отца, имея в виду, конечно, не беспрекословное подчинение уставу, а весьма удобный для спокойного существования формальный подход к уставным нормам.

Достаточно мягко, с юморком, и без суровой критики показана дедовщина. И это тоже не искажение: в частях постоянной готовности на неуставные отношения  солдатам просто не остаётся ни сил, ни времени. Так что юмор авторов фильма тоже вполне реалистичен.

Отнюдь не перегружен сериал и всякого рода политкорректными экивоками, которыми так богаты современные американские ленты об армейской службе, что сильно улучшает его смотрибельность именно для русской публики. Проблема межнациональных отношений в среде военнослужащих не показана вообще, но для этого у режиссера есть уважительная причина: в элитных частях Московского ВО, о которых собственно и идёт повествование, процент военнослужащих неславянского происхождения крайне незначителен.

Зато отголоски социальных конфликтов, проблема материального расслоения, жесткой стратификации российского общества изображены безо всяких натяжек. Механик-водитель Петя (Евгений Кулаков) упрекает своего командира и закадычного друга Саню за то, что тот "генеральский сынок" и ему всё преподносится "на блюдечке". Саня обижается конечно, но против правды ведь не попрёшь...

Полковник советует своей дочери выходить замуж не за генеральского внука своего бывшего командира, а за сынка местного богатея, потому как тот "материально обеспечен". Таким образом, традиционные для российской армии военно-династические соображения уступают место голому чистогану. Причём, в фильме нет и намека на осуждение такой позиции, да и дочь воспринимает совет отца вполне адекватно, без всякой истерики.

Если сравнивать "Танки" с чем-либо, то, прежде всего с комедией чёрного юмора "ДМБ" (5 серий, 2000). Последняя стала одним из ярчайших российских комедий, посвященных армейской теме, сериалом, основательно разобранным на афоризмы. Некоторые реплики героев успели превратиться в символы своеобразного психоделического культа: "В армии я потому, что меня жена с тёщей хотели в сумасшедший дом отдать, за убеждения. Видишь суслика? И я не вижу, а он - есть!". Или, например, такое: - "Товарищ дембель, когда нам кушать дадут?" - "Никогда, товарищ дух, это - армия..."

Однако, если разобраться в том, на кого рассчитаны сцены тотального идиотизма и гнилостного грехопадения, изображенные авторами "ДМБ", кто должен был прийти от них в "особый восторг", то приходишь к выводу, что это - отнюдь не цвет российского общества. Вряд ли военнослужащие, участвовавшие в это время во второй чеченской кампании и терявшие там своих товарищей, могли по достоинству оценить остроумие создателей "ДМБ". И особенно в той его части, которая целиком посвящена целомудренности жен и вдов...

Полагаю, что основной контингент восторженных поклонников "ДМБ" - те, кто откосили от армии, или собирались откосить, находя в изображенной авторами абсурдности армейской жизни оправдание свой собственной жизненной позиции. Конечно, своё понятное искусство нужно и декадентам. Некоторые, например, жить не могут без блатной музыки. Так, пускай слушают сколько влезет! Зачем топтать душу. Но о духовных потребностях представителей другой части общества авторы "ДМБ" явное не позаботились. Зато на их душах оттоптались основательно...

Элементы армейского абсурда талантливо изображены и в "Танках". Но в отличие от "ДМБ" в сериале "Танки грязи не боятся" абсурдизм  не заполняет всё поле внимания, он, конечно, мешает героям, однако воспринимается лишь как очередная трудность, которую требуется преодолеть: вот, с гусеницами у танка проблема - починим! Вот - с девушкой у товарища проблема - поправим! Вот соратник с "дедовскими" замашками - переведём в шутку! Вот, старший по званию, тупой, как валенок и заносчивый, как индюк - потерпим, но выполним поставленную задачу!

Авторы "Танков" тоже умеют критиковать. Но они критикуют, не теряя меры и вкуса, не срываясь в нигилизм и декаданс. Таким образом, "Танки грязи не боятся" - фильм для лучшей части российской молодежи, той, у которой ещё остался шанс вырваться за пределы красной черты, начерченной вокруг российского общества либерализмом 90-х. Ну, и наверное той самой, которая в составе российской армии смогла защитить непризнанные республики Закавказья от агрессии...

Если продолжать сравнение, сюжетная линия "Танков" гораздо живее "ДМБ", в ней существенно больше действия. Не говоря уже о том, что женская половина актерского коллектива более привлекательна, на актрис просто приятно смотреть. В то время, как любоваться сценами соблазнения героем "ДМБ" очередной сорокалетней нимфоманки, откровенно говоря, скучно...

Как однажды заметил Жак Лакан "Один идентифицирует себя со зрелищем, а другой создаёт его", - так вот в сериале "Танки грязи не бояться" российская киноиндустрия кажется впервые создала зрелище, с которым может без чувства стыда идентифицировать себя наиболее продуктивная часть русского общества.

Немного о танках Т-80УД "Берёза", впервые ставших героями игрового фильма (до сего времени они мелькали лишь в документальных кадрах штурма Белого Дома). В фильме они показаны технично и со вкусом, статично и в динамике. Ценителям бронетехники тут есть, на что посмотреть, как в плане экстерьера, так и в плане интерьера. Съемки проводились на территории и в округе Учебного центра "Выстрел" Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации под Солнечногорском.

Танки Т-80УД - последний и самый совершенный танк советского периода. Они произведены в Харькове, но в их проектировании и производстве принимала участия вся страна: ходовая часть проектировалась в Ленинграде, башня и двигатель харьковские, приборы наблюдения и наведения оружия белорусские. Т-80УД уже более двух десятилетий стоят на вооружении элитных танковых дивизий, вначале СССР, а затем - России. Как можно убедиться, посмотрев фильм, это грозной оружие до сих пор выглядит весьма внушительно. На танке Т-80УД и теперь проводится обучение экипажей, но на смену ему в боевые части идёт более совершенный уральский танк Т-90А.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.6 (10 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...