Стиляги: клюква-ягодка, полимеры, человек играющий

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Что такое «Стиляги»?

Кто такие стиляги?

А кто такие жлобы?

А о чем, собственно, фильм?

Если о фильме рассказывают его создатели и дружественно настроенные журналисты - то фильм о том, как прогрессивно настроенная молодежь желает вырваться из серых будней советской действительности пятидесятых, танцует стильные танцы, играет джаз, носит яркую одежду, и получает по башке от комсомольских активистов - но все равно, да здравствует любовь, веселье, право на самоопределение.

НЕ дружественные журналисты пишут, что фильм неудачный, потому, что...

Ну, тут по разному. Читаю рецензии на фильм - не устаю поражаться, сколько в людях жлобства.

Жлобство, это, прежде всего, ограниченность, а после этого - неумение отличать игру и стеб от реальности.

«Да разве они такие были?» «Да разве в Советском Союзе так было?» «Страна из разрухи... в едином порыве... а они...»

«И стены в пивной какие-то слишком заляпанные!»

Жлобство это, товарищи - быть такими серьезными. Разве «Стиляги» - это документальный фильм?

Комсомолец по имени Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин, не подумайте ничего дурного, пожалуйста), сын отца-одиночки, дитя огромной коммунальной квартиры, как и все егодрузья-комсомольцы, ходит в практичных серых тряпках, по вечерам посещает танцплощадку, где под унылое завывание духового оркестра движутся скромно одетые парочки, участвует в облавах на врагов советского режима - то есть, на всяких там хулиганов, пьяниц, и... низкопоклонничающих перед Западом стиляг.

Однажды во время облавы он встречает красивую, яркую, очень накрашенную и очень гордую девушку полли про прозвищу польза. И идет на Бродвей, чтобы провести время с пользой.

Его простые желания - просто танцевать, любить и веселится - оказывается, делают его врагом существующего режима, против юноши восстает вся старая реальность - но ему и в новой хорошо. Чем закончится его веселая жизнь - смиряться ли он и его любимая девушка с советской реальностью? Или случится трагедия?

Много танцев, много музыки, искалеченные... ой, простите... интересные вариации на тему песен 80х годов.

Режиссер В.Тодоровский предположил, что Бадди Холи и Элвис Пресли уже никому не помнятся, а вот Цой, Сукачев и Шахрин, ну и «Браво» - это еще свежая, но - уже история.

Немного о музыке: ой-ой, большое вам спасибо, люди добрые, что вы не стали калечить песню «Человек и Кошка» и отдали ее Гармашу! Отдельное спасибо за видеоряд к этой песне. А вот за все остальное (кроме танцев) вам следует положить на стол комсомольский билет. И первой это должна сделать товарищ Ольга Цепенюк, автор текстов к старым добрым мелодиям.

Хотя, может быть, я слишком привыкла к оригиналам.

Фильм - абсолютная клюква, клюква-ягода, «Огни Москвы», (такой клюквенный коктейльчик).

«Коктейль-Холл». Внутри, за стеклянной дверью - праздник, танцы, песни, панталончики девиц, коктейли, почти Америка.

Никто не знает, как она выглядит, но только там, в Америке, все есть, и все можно.

Здесь - ничего нет, и ничего нельзя, но мы все равно найдем - и будем. Это игра, чуваки. «Стиляги» - никак не фильм про какую-то то там эпоху, он - просто-напросто визуализация впечатлений и воспоминаний некоего Мэлса - это главный герой фильма, не особо умный, но милый паренек Мэлс. Горячее сердце, вечно-удивленная физиономия, приятная наивная улыбка.

Человек играющий.

Охота на стиляг, эпизод, раскрывающий суть противостояния «комсомольцы-стиляги» - уже достаточно характеризует главного героя: «Почему ты говоришь «не догнал», как будто это какие-то салочки!».

А для него это и есть салочки. Побежал за девушкой, девушка плачет, повредила ногу. «Я сейчас ребят позову» - все, типа, игра доиграна, мы в домике. То, что эти «ребята» осалят девушку при помощи ножниц и, возможно, милиции, Мэлсу и в голову не приходит.

Он - человек, для которого «жизнь-игра» - это единственная возможность жить. Поэтому Полина-Польза - для него идеальный партнер, идеальная любовь. Какая-такая «внутренняя борьба» героя, да он вообще не думает! Нужно переодеться вызывающие тряпки? Легко. Люди косятся? - да отлично! Весь его мир - мир инфантила, вечного мальчика, «ну, погоди, не буду тебе велосипед чинить!» - вот вам Мэлс. Он... герой, да. Незатейливый и оранжевый.

Комсомольский билет на стол? Да так же легко. Любимая женщина беременна, но не от меня? Все равно от меня! Потому, что я хочу быть с ней. Ребенок, скажем так, на меня не похож?

Но это НАШ ребенок! Американский ребенок, ребенок фрика, не такой, как у других.

Вы представьте, какой это жуткий дефицит - ребенок-негритенок! Вы понимаете, что для инфантильной Поли инопланетянин-афроамериканец - это существо, с которым необходимо войти в контакт всеми возможными способами? А еще - вы заметили, что Мэлс ее ПОНЯЛ!

Дефицитная девушка, которая «не такая, как все, и больше ни с кем», дефицитный, неведомо, как пустивший в свою шикарную квартиру друг, сынок дипломата, пластинки, которых ни у кого нет... музыкальный инструмент, который приходится покупать просто-таки подпольно, как пулемет... Правила игры.

Мэлс способен заметить красоту девушки только тогда, когда соблюдены правила игры - на девушке должна быть яркая одежда, у девушки должна быть красивая прическа.

Иначе он просто не видит, где там девушка. «Привет, комиссар!»

Отец героя (Ю.Гармаш) - человек сильных решений. Жена изменила, выгнать жену. Пацанов - сам воспитаю. Сын привел девицу и говорит, что она беременна? «Дело хорошее». Ребенок черный? НАШ! И не волнует!

Гармаш, впрочем, сыграл, конечно же, тоньше, глубже, по-настоящему. Он не инфантила сыграл, он сыграл... человека, который принимает жизнь, как она есть. Не переделывает ее, а принимает. Любое событие. Большая и добрая душа. Только такой человек и в состоянии успокоить мать Полины, когда та, прослышав, кого родила ее дочь, не думает вовсе о дружбе угнетенных масс, а по-простому обещает сгноить всех на Колыме. (То есть, фильм «Цирк»(1936г.) - еще одна большая ложь).

Отец Мэлса не играет, он искренний, добрый, мудрый, иначе он не смог бы успокоить мать Полины. Взрослые в этом фильме достаточно серьезны. И папа-дипломат (О. Янковский) одним разговором объясняет сыну Фреду, что тот уже вырос из своих игрушек. Танцы, любовь - все это игрушки, не более. «На ком же мне женится? Разве что на Бэтси?» - «Какая Бэтси, с ума сошел! Дочь академика ... со школы смотрит на тебя, как недоенная корова.»

Все, мальчик, так ты теперь и будешь жить - условия взросления, цена вопроса.

Если среди героев-детей хоть кто-то взрослый? Катя-комиссар, вероятно, думает, что она взрослая. По крайней мере, что делает серьезное дело. На самом деле эта красивая некрасивая девушка просто-напросто решает свои проблемы. Самой одеться так, чтобы нравиться мальчикам - нельзя. Тем более, девочки, подобные Кате, даже сейчас, в наши дни, до самой старости сохраняют убеждение, что «любят не за помады и не за тряпки». А поскольку, какая есть, она не особо привлекательна (вы видели, как это угловатое чудовище наливает вино? Как ей некомфортно в ярком платье?) - она мстит. Как ненавидящая женщина, как разъяренный слон, снося все на своем пути. Она не понимает, что ее светлые идеалы дискредитированы ею же, потому, что они - орудие реализации комплексов и мести. А с идеалами так нельзя.

Кстати, к вопросу, «Кто страну поднимать будет!» Ага, пока озабоченные комсомолки собирают отряды и гоняются за «стилягами», а «стиляги» пляшут в «коктейль-холлах» - кто? Да вот такие, как отец Мэлса, и брат Мэлса, да, и те студенты, «скованные одной цепью» - в общем да, те, кого стиляги называют жлобами. Но фильм не об этом. Фильм не требцет охарактеризовать народ.

«Жлобами», безликой серой массой этот народ видит Играющий Человек Мэлс, а мы уже постановили, что ему все равно, во что играть. В отца семейства он тоже играет - ну кому еще придет в голову дудеть в дудку, когда в доме спит младенец? Собственно, повзрослевшая Полина и ее суровая маманя - вот кто ответственен за эту семью, а мальчик Мэлс там - так... Чтоб был.

- Но мы-то есть!

Ну вот. Он есть - просто констатация факта.

Это не разочарование. Он разочаровался во Фреде - он... понял, что Фред так ничего и не понял. Не важно, есть ли Америка, а если есть - не важно, есть ли там стиляги.

Неважно, что за человек Чарли Паркер, и стал бы он учить Мэлса игре на саксофоне - но вот есть Мелс, есть Игра, и Чарли Паркер шагает из зеркала. Мир станет таким, каким мы его сыграем.

Даже если за это больно бьют, и даже если есть уголовная статья.

Все равно будем играть.

Затем они и нужны, стиляги, такие, как Мэлс - и такие, как те ребята, которые в финале присоединяются к нему на Бродвее-Тверской. Люди-играющие, без которых не было бы настоящего веселья, настоящей музыки, не было бы ни черта, только бесконечный «подъем страны из разрухи». А так ведь нельзя. Нельзя вечно подниматься из разрухи. Нельзя, чтобы все всерьез.

См. также: Мальчики-мажоры

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.3 (10 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Автор четко уловила содержание фильма. Легкая, веселая история в стиле ретро, но с грамотным подтекстом. Когда Фред сообщает ошарашенному Мэлу о том, что "стиляг в Америке нет", этот подтекст и всплывает. А суть в том, что в нашем зомбированном обществе это была единственная доступная форма протеста. А сущность зомби прекрасно и образно воспроизведена в сцене на комсомольском собрании, когда его бывшая подруга (я еще застал таких чокнутых комсомолок) произносит свою "пламенную речь", и потом зомби под ее запевку поют "скованные одной цепью", мощная аллегория получилась. Великолепный фильм!

[ответить]

Поинтересуйтесь, из кого (чьих детишек) состояла харьковская "Голубая Лошадь"... Тоже детки игрались. Потому, что возможность была. За счёт пап и мам, их постов и связей. Даже в фильме "контингент" настоящих "игроков" - мажоры (печати ставить негде!). Остальное - фон. Или подстилки (вспомнить классификацию сынка дипломата), или - клоуны. Обслуга. Лишняя пара кулаков (если в силе) или лишняя пара на танцульках критическую массу "драйва" рожать.

И вот, прошли годы... Интересно было бы отследить судьбы тех и других игроков...

А фильм - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ. Для тех, кто понимает, о чём он. Гармаш - гениальный актёр. И остальной состав. Потому, что - "передали" всю гамму ощущений и донесли центральный посыл - "детскими болезнями надо переболеть в детстве".

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...