Такие специальные взрослые

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close
[]

Почти ругательное для русского уха словечко «кидалт», доселе нашим гражданам почти неизвестное, выползло и социолого-маркетологических глубин в связи с телеканалом 2х2, особенно же - на волне скандала вокруг ретроградно запрещаемого «Южного парка».

Все, включая старушек на лавочках и таджикских гастарбайтеров, немедленно узнали, что 2х2 показывает специальные мультики, которые не для детей, а для взрослых, и взрослые эти - тоже специальные. Называются «кидалты» (по-английски «kidults» - гибрид слов «kid», ребенок и «adult», взрослый).

Это, в общем, взрослые, которые смотрят мультики. Еще они покупают плюшевые игрушки, носят футболки с дурацкими надписями, а дома, возможно, даже пижамку с зайчиками и вообще имеют круг интересов, более приличествующий детям и подросткам, нежели респектабельным совершеннолетним людям.

Если вдуматься, то «обвинить» в чем-то подобном можно каждого второго, а то и первого в возрасте от 21 и до 40, а то и до 50 лет: кто в компьютерные игрушки играет, кто экстремально на мотоцикле гоняет, кто солдатиков вручную раскрашивает... Однако не все то кидалт, что имеет «невзрослые» увлечения. Чтобы быть кидалтом, необходимо обзавестись еще и небрежением ко «взрослому» образу жизни: крепкому браку, стабильной карьере, костюмам-тройкам, планированию доходов и прочей скучнотище с тягомотиной.

Без второй компоненты явление кидалтизма можно было бы посчитать скорее позитивным: как известно из пиэсы Григория Горина, самые большие глупости делаются с максимально серьезным выражением лица. И появившиеся вместе с модерном модели «взрослой серьезности» и «детской беззаботности», какими мы их знаем, породили довольно большой спектр проблем, требующих разрешения. Увы, кидалтизму их разрешить совершенно не грозит: он не предлагает нам новых концепций «взрослости» и «детства», кидалты просто «не вырастают» в тех сегментах действительности, где их не устраивает нынешний формат «взрослости». Это не решение проблемы, а всего лишь убегание от нее, действенное сравнительно ненадолго.

***

В обществе традиционном «пространство детства», по сравнению с днем сегодняшним, предельно узко и намного сильнее интегрировано во взрослый мир. Дети намного раньше взрослеют, практически отсутствует или отсутствует вовсе та «умильная» детская эстетика, к которой мы привыкли, как к само собой разумеющейся. Многие, наверное, помнят ощущение от первого столкновения с «неадаптированными» сказками: «Как ТАКОЕ можно детям?» Тем не менее, на протяжении веков было не только можно, но и нужно. Ребенок - это будущий взрослый, и готовить его ко «взрослости» надо начинать с самого детства. (Здесь, пожалуй, стоит заметить, что две существующие крайности: «в традиционном обществе воспитание детей происходило абсолютно гармонично и лучше некуда, а потом все испортилось» и «в традиционном обществе дети мерли толпами, вообще не представляли для родителей ценности и начинали каторжно трудиться, едва оторвавшись от груди» - в равной степени далеки от действительного положения вещей).

С началом модерна концепция детства и взрослости начала меняться и со временем изменилась до неузнаваемости. Во-первых, оказались значительно разнесены во времени друг от друга точка физиологического и точка социального взросления, которые в традиционных обществах совпадали. Вторая сегодня чаще всего окончательно наступает в 21 год. Первая же так и осталась в районе 11-16 лет. Для полноценной взрослой жизни человеку сегодня необходимо значительно больше знаний и ресурсов, и его социальное созревание затягивается. Во-вторых, появляется та самая «серьезная взрослость» как следствие разрушения сословного общества и все того же традиционного уклада. Социальный статус и отношение окружающих стали определяться по принципиально иным критериям: взрослым людям внезапно потребовалось выглядеть заслуживающими уважения и солидными. Сочетание первого и второго породило и увеличение территории детства, и жесткое разделение его с пространством взрослости.

Первые признаки проблем и разрушения существовавшего порядка двух сотен лет «индустриального» положения вещей можно заметить не только в «Маленьком принце», которым принято аргументировать исключительную положительность «взрослых детей». Есть еще «Над пропастью во ржи» Селинджера, где трагедия не желающего взрослеть и входить во взрослый мир человека вырисовывается максимально реалистично. Впрочем, ни Сент-Экзюпери, ни подобные селинджеровскому подростки - еще не кидалты. Чтобы прийти к этому социальному новообразованию, потребовалось несколько волн нонконформизма, последовательно отрицающих друг друга, потребовался откат обратно в конформизм в виде яппи, и, наконец, ко всему прочему - скачок высоких технологий, компьютеризация и интернет, социализировавшие огромное количество людей «свободных» профессии и «свободного» же образа жизни. Все это время социумы «развитых» стран и связи внутри них трясло, переворачивало и тасовало в различных пропорциях, несмотря на внешнюю стабильность и устойчивость конструкции. И процесс этот еще далеко не окончен.

***

Итак, кто же такие «кидалты» в свете вышесказанного? Они отнюдь не пытаются разрушить или переформатировать существующее сегодня «взрослое» пространство. Не пытаются они изменить и пространство детское. Они растягивают территорию детства со всеми его плюшевенькими зайчиками, играми в приставку и спортивными кружками после школы на территорию взрослости. А это, как уже и было сказано, не выход. Вменяемых выходов у нас нынче, впрочем, вообще никто не предлагает. Одни умы предвещают постмодернистский конец всему, другие, напротив, считают, что нынешнее сиюминутное состояние дел будет вечным. Поскольку доподлинно известно, что «скорый конец света» предвещается каждый раз, когда происходят хоть сколько-нибудь значимые изменения, будь то гибель империй или изобретение патефона, мнению первых мы особо доверять не будем. Но не будем мы доверять и мнению вторых, видящих в кидалтизме предвестие новых времен. На самом деле, искать среди кидалтов новую формацию взрослых - занятие примерно той же осмысленности, что попытки разглядеть в оргиях периода упадка Рима ростки Высокого Средневековья. Или же в изящных стульчиках и платьях с рюшами при дворе Марии-Антуанетты обнаружить грядущие паровозы и телефоны. Можно, конечно, но для этого нужно знать, что было дальше, и простроить логическую цепочку далеко не из одного пункта.

К сожалению, все, что мы пока наблюдаем на социальном поле - это отнюдь не заря новой эпохи, а всего лишь лики разложения эпохи старой. Каждое из них довольно быстро возносится на вершину моды, актуальности и общественного почитания, чтобы затем так же быстро с этой арены уйти, предоставив место чему-нибудь новенькому. Дауншифтинг, веганство, кидалтизм - все это, по большому счету, различные вариации одной и той же темы. Каждая вариация, впрочем, успешно подхватывается маркетологами и раздувается до огромного сектора индустрии потребления, втягивая в сферу своего влияния все новых и новых потребителей. 2х2, «канал для кидалтов» - живой пример именно такого положения дел. Скандал тоже работает на маркетинг, и маркирующих себя как «кидалтов», а, соответственно, потребляющих огромное количество специальных кидалтских игрушек, кидалтской одежды и кидалтских развлечений станет после него больше в разы. На данный момент термин «кидалт» и применяется-то чаще всего именно в маркетинге, в качестве обозначения группы потребителей, целевой аудитории с определенными запросами. Что не мешает (а только помогает) расти и крепнуть кидалтизму как образу жизни и особому культурному явлению.

Пожалуй, действительно новым социальным явлением можно будет назвать такое, которое не удастся превратить в маркетинговую стратегию и начать эффективно продавать. Нынче подобное непредставимо, как непредставим паровоз во времена Марии-Антуанетты. И это - один из немногих признаков, по которыми мы сможем узнать настоящее новее время, а не завернутый в красивую упаковку суррогат. Базовая проблема культуры потребления на сегодняшний день заключается в том, что, при возникновении вполне себе реальной потребности человеческое общество и вся цивилизация отнюдь не стремится потребность удовлетворить. Нет, потребность - немедленно подменяется «спросом», причем так легко и ненавязчиво, что мало кто замечает. А на спрос - немедленно поступает «предложение». В итоге вместо желаемого удовлетворения люди получают еще одну «клевую цацку», а при хорошо организованном процессе -бесконечный поток цацок, именуемый у тех же маркетологов «стилем жизни». Так, например, желание есть вкусную, натуральную и качественную еду породило organic food за большие деньги, производство которой сопряжено со множеством совершенно ненужных итоговому продукту излишеств. Желание психологического комфорта - индустрию тренингов личного роста, популярную психологию и «магию», на которые можно крепко подсесть, не решив при этом по-настоящему ни одной из своих проблем.

Пытаются удовлетворить свои потребности с помощью игрушек и «детских» развлечений и кидалты. Потребности не только личные, в счастливом детстве и благополучной зрелости, но и общесоциальные - в демонтаже, глобальном видоизменении искусственных конструкции «детства» и «взрослости», зародившихся в модерне.

***

Маленький ребенок не совершает бессмысленных действий: все, что он делает, направлено на приобретение навыков, знаний о мире и полезного опыта. Игра для ребенка - главное и поначалу единственное средство обучения. Когда навык достигает определенно уровня, игра-учеба переходит в игру-работу, а затем и во вполне уже «взрослый», неигровой труд. Так постепенно дети обзаводятся всем необходимым для дальнейшей взрослой жизни. Исподволь и постепенно общество модерна развело в разные стороны игру и учебу, придав игровому процессу элемент праздности, а функции «подготовки ко взрослой жизни» почти целиком отдав учебе, которая сразу сделалась безрадостной и навязчивой обязанностью. Ну кому из нас не знакома фраза «Сначала сделай уроки, а потом иди играй»? Это вытеснение игры на второй план повсеместно приводит к появлению взрослых, которые не наигрались, с одной стороны, с другой же -порождает огромное желание вернуть игре осмысленность. Придать всем этим игрушкам полноценное внутреннее содержание, которого они частично или полностью лишились. Так появляются, например, страшненькие плюшевые медведики для кидалтов со шрамами и трудной жизненной историей, прилагающейся к каждой игрушке.

Совсем особняком стоит в этой системе собственно труд. Он не сопряжен ни с игрой, ни с учебой и до поры до времени находится в картине мира как бы в стороне и как бы заключенным в специальную капсулу, не сопряженный ни с чем кроме самого себя: дети не работают, они учатся, а в свободное время - играют. «Помощь по хозяйству» вряд ли можно назвать полноценной работой. Возможности помогать родителям в их труде, которым они зарабатывают на жизнь, дети модернистского общества почти поголовно лишены. «Взрослая жизнь» вместе с необходимостью работать и зарабатывать сваливается на них вдруг, как их к этому событию ни готовь. Учеба, как ни крути, ни сколько на работу не похожа: от нее, будь ты даже круглым двоечником, твоя жизнь не зависит. Игра, став праздным времяпровождением, и вовсе не только не помогает, но и усугубляет ситуацию: с наступлением «взрослости» количество «праздно», то бишь, за игрой, проводимого времени неизбежно сокращается. Отсюда - миф о беззаботном детстве и тяжелой зрелости, полной обязанностей и малорадостной.

Решить всю эту группу проблем одним махом и пытаются кидалты: избежать стресса от перехода во взрослость и самой тяготной и безрадостной взрослости, как они ее себе представляют, и одновременно с этим - наконец-то прожить то детство, которое им понравится. Однако ни просмот ром мультфильмов про постоянно убиваемого Кенни, ни другими кидалт-развлечениями ни один из полученных в ходе воспитания неврозов не разрешить. Максимум, чего может добиться кидалт (как и жертва любого другого придуманного маркетологами «стиля жизни») - смягчения последствий стрессов и повышения комфортности среды. То есть, ситуации, когда психологически болезненные моменты не так сильно «цепляют» и фрустрируют. Но это, как вы понимаете, примерно равняется попыткам бороться с глубоким кариесом анальгетиками.

Единственная возможность действительно решить проблему - это «повзрослеть». Но иначе, чем это «принято». Совершить попытку перевести весь ценный эмоциональный и ментальный багаж, полученный в детском и подростковом возрасте на следующий уровень, уровень зрелости. А затем - качественно и, опять же, иначе, чем «принято», передать этот ценный опыт своим детям. Возможно, 99 из 100 попыток окажутся неуклюжими и откровенно проигрывающими крепко сбитым за 200 лет модернистским моделям воспитания и образа жизни. Но каждая сотая неизбежно положит кирпичик в основание того самого нового социального уклада. И даже неудачные 99 будут действительно ценным опытом, а не попыткой убежать от неугодной и неприятной взрослости в затяжной подростковый период и не менее затяжное детство.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 2 (2 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

"Они растягивают территорию детства со всеми его плюшевенькими зайчиками, играми в приставку и спортивными кружками после школы на территорию взрослости" - а чем плох фитнес после целого дня сидения в офисе? Или физкультура - тоже признак детскости?.

[ответить]

Да причем здесь фитнесс то? "спортивными кружками после школы" Елена называет огромную кучу хобби и прочих спортивно-развлекательных занятий...Кто-то лазает по скалодромам, кто-то катается на горных лыжах, кто-то играет в Q-zar и пейнт- и страйкболл. И так далее и тому подобное. Велосипеды и ролики, скейты и скайты...это все "спортивный кружок после школы"

2 Автор.

Отличный текст. спасибо.  Я сам ощущаю себя кидалтом наполовину. ;)

[ответить]

"Обыкновенное чудо" написал Шварц.

[ответить]

пардон, вы про Мюнхаузена, да... :-[

[ответить]

Как-то очень странно описывается здесь "труд" и "работа" как элемент жизненного процесса. С точки зрения гипотетического "кидалта" все ясно - а вот позиция автора неясна.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...