Алексей Клоков – полиглот в искусстве (Александр Евангели)

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Что есть живопись, эта неизбывная практика собирания смысла? Что есть живопись в многообразии своих выразительных форм, по которым мы читаем историю не только как цепь братоубийственных войн, но как гряду вершин интеллектуального и духовного героизма? Что есть живопись — вот вопрос, который неотступно владеет художником Алексеем Клоковым и заставляет его утверждать право кисти и красок присутствовать в неизведанных пространствах смысла.

Искусство Алексея Клокова прикасается к историческим высотам художественной практики и через них собирает современную визуальность. Подобно Мане, осознавшему живопись как революционную практику диалога с традицией, в которой цитата отрицает цитирование, а историческое видение не воспроизводится иначе, чем через дистанцию с современностью, Клоков обращается к иконическому архиву искусства и находит там неумирающие универсальные смыслы. Он транслирует глубинные энергии европейского модернизма, определявшие эволюцию искусства ХХ века. 

Его обращение к модернистской визуальности связано, скорее, с расцветом, чем с истоком модернистской живописи. В это время художники доходили до крайних пределов теории и практики. На этом пределе работали Зигмар Польке и Герхард Рихтер в Германии, Сай Твомбли и Роберт Риман в США. Живопись на этом пределе становится местом напряженных отношений между абстракцией и фигуративностью, местом столкновения разных режимов видения и поиском нового фундамента для взаимодействия искусства и реальной жизни. Кажется, Клоков ищет именно такое место для своего искусства, и энергия его образов извергается именно в такой живописи. 

Между небом и землей, из серии "Анима". Холст, масло, 90х70

Он заново утверждает автономию искусства и приводит к жизни те значения, которые казались исчерпанными для современности и законсервированными в музеях. Каждый музей пишет свою историю искусства, но всегда — как историю завершенную. В контексте завершенной истории практика жизнеутверждающего живописания Клокова осознает себя как жест сопротивления очевидности, а картина патетически воскресает и возвышается над тем, чему служит. Опыт осознания соотносит художника с протяженностью истории, превращает время в смыслы. Живопись делает время видимым. Он давно сделал антропологию времени одной из своих ключевых тем и продолжает развивать ее.

Алексей Клоков отстаивает глубинные ценности диалога с живописной традицией. В живописи он стремится вернуть искусству полноту прикосновения к ошеломительному многообразию мира, к бесконечной пластичности и тихой воле земного мира к существованию. Зрелый художник Клоков смотрит на мир, словно ничего не зная о нем и открывая его в изумленном живописном документировании. Формы искусства и человеческих судеб, исполненных надежд, страсти и поиска смысла, он исследует в трепетности холста и в пятнах цвета. 

Его искусство балансирует между абстракцией и фигуративностью. Эстетическая автономия помогает уклониться от иллюстративной повествовательности, сопровождающей фигуративную живопись, абстракция помогает найти собственный алфавит, составляющий реальность. Творчество Алексея Клокова связывают с иллюстрированием юнгианских идей, с отражением коллективных кодов индивидуации. Это справедливо в том смысле, что значения, которыми мы наделяем репрезентацию, заключены в представлениях и наших способах видеть и интерпретировать окружающую реальность.

На художественный язык и способы видеть влияют контексты детства и становления. Алексея Клокова в Америке называют русским художником — он родился в России, изучал живопись в СПб, работал в реставрационных мастерских Эрмитажа и Третьяковки, где старые мастера давали ему уроки. Он стал мастером, чтобы учиться самому, чтобы начать бесстрашное плавание за пределы известного, чтобы вдумчиво исследовать форму и цвет, фактуры и поверхности. Тут начинается интернациональный художник с универсальным языком и выставками в залах Лондона, Японии, Вены, США. Искусство властно вмешивается в простую историю и все усложняет, — само искусство становится родиной художника.

Клоков — полиглот в искусстве, он свободно оперирует кодами, которые прежде не брались как визуальный аккорд. Он разворачивает разнообразные сопоставления в пластике наива и конструктивизма, в геометрической абстракции и колористических изысках импрессионизма, в супрематической регулярности и цветовой экспрессии фовистов.

Его стилистическая и импровизационная свобода находит себя в обращении к экзотическим материалам и техникам — он работает с раритетной полиграфией, с тушью черной каракатицы и рукодельной бумагой из слоновьего навоза, покрывает фрагменты изображений твореным золотом и создает ассамбляжи из нумизматических находок и антикварных объектов, включает в произведение экзотические реди-мейды вроде бутылок с редким вином. Энергия импровизации придает работам Клокова обаяние непосредственности и напоминает о глубинной связи со Зверевым, которая не исчерпывается личным знакомством. 

Тематический спектр его работ столь же широк, как и его стилистическая палитра. Серия «Пенаты» умиротворяет, как и должен умиротворять родительский дом, цикл «Отражения» выстроен подобно мелодическим структурам фуги, серия «Анима» рассказывает о природе женственности. Цикл «Гармония двоих» структурирован композиционно маленьким центром — влюбленной парой посреди огромного мира, укрывающего любовь в своей ладони; в «Философии денег» Клоков рассекает орнаментальные тела старых купюр на новый дизайн другого пространства, попутно концептуализируя экономику творческого труда. В пейзажных работах он исследует пространство, протяженность и длительность горизонта. Его занимает анималистическая пластика и специфичность женских экзистенциальных стратегий, сакральные тексты и философия взаимной обусловленности порядка и хаоса. В библейских сюжетах он размышляет о человеческой судьбе и красоте невидимого, в цветочных натюрмортах — о цвете, в котором фокусируется суть земного цветения. 

Его живопись называют диалектикой в цвете. Цвет, его метафизика и выразительная экспрессия лежит в основании образной системы Клокова. Поиск диалектического единства примиряет противоположности в равновесии и гармонии образа. Клоков работает с фигуративными и символическими композициями, где цвет открывается в характерном мазке как ассоциативный Везувий — от простого открытого цвета до постимпрессионистской изощренности. В цветовых метафорах Алексей Клоков обнажает истоки коллизий и преодолевает их в пластической метаморфозе. 

Свет преображает земную материю и говорит о неизобразимом — так возникает необходимость в золоте. Придуманная им техника работы с золотом ILG-ART — это способ реагирования через картину на эмоциональность молчащего человека, форма медиации сокровенной мечты и заключенной в человеке тайны. Суть ее в том, что «раскатанное золото на секунды удерживается перед сидящим человеком, ловя вибрации его тела, затем наносится на холст». 

Приемы и техники Клоков переписывает заново, встраивает в свои композиции возможность многослойных прочтений в разных контекстах. Он техничен и виртуозен в произведениях, как сейчас могут немногие — за это его любят коллекционеры. Он заставляет думать, говоря о простых вещах — за это его ценят зрители. В дистанции его взгляда мы находим и принимаем торжество и достоинство жизни, восхищение ее многообразием и бесконечностью. Его визуальные метафоры как дивные существа приобщают нас к своей жизни, воплощаемой в картинах и графике. Странные вещи из разных эстетических и ментальных пространств, которые не соседствуют в культуре и в обрядах обыденности, соединяются в его искусстве и открывают нам пространство неизведанных возможностей смысла, привносимого живописными традициями в современность.

Александр Евангели, искусствовед, 

член Творческого союза художников России, 

член-корреспондент Российской академии художеств

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (2 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...