Зачем переодели Дюка?

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Александр Васильев о том, что 24 августа в Одессе на памятник в честь 5-ого герцога Ришелье одели вышиванку в рамках фестиваля вышиванок.

Когда одесский Евромайдан только начинался я написал о том, что место для него выбрали крайне неудачно. Герцог бежал от французского майдана и его гидности и вернулся домой только вместе с русскими танками. В смысле - кирасирами. Ну и всякими там ряжеными казаками, маргиналами, калмыками и дагестанскими срочниками.

Но сегодня я не о Дюке а о памятнике ему. Как-то мы привыкли и даже не вызывает вопросов, что, как и, например, московские Минин с Пожарским, он изображает исторического персонажа не в костюме своей эпохи, а в античном наряде. В сандалиях, а не в ботфортах. В тоге, а не в камзоле. С гладиусом, а не со шпагой. Что хотел сказать аффтар? Зачем он переодел Ришелье?
 
Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф да Шинон, V герцог Ришелье стоит в лавровом венке триумфатора. Триумфатора Цивилизации над Варварством, Империи над Ордой, Европы над Азией, Культуры над Натурой, Искусственного над Естественным, Просвещения над Мракобесием. Если хотите, лаврОвый листик победы Реставрации над Революцией в этом гербарии тоже есть.
 
И вот мы видим как украинцы тоже решили переодеть Дюка. И тоже не в современный, а в старинный наряд. Что же это за наряд? Что он символизирует? Это народная крестьянская одежда. Она символизирует естественность, простоту, близость к земле. Одним из первых эти идеи провозгласил старший современник Дюка, тот самый, в честь которого назвали столичную хипстерскую закусочную. Он ругал индустриализацию, считал, что власть принадлежит монолитному единству нации, любил гордых и свободолюбивых поляков и не любил русских.
 
Вся эта аргроромантика была настолько популярна, что самая известная в мире любительница кондитерских изделий у себя во дворце даже завела ферму с утками и свиньями. Впрочем монолитная нация этого не оценила и отрубила ей голову.
 
Но я отвлекся. Когда же появилась эта вышитая народная рубашка? В разных украинских книжках (можете даже в Вики глянуть) по этому поводу обычно приводят картинки таких забавных пляшущих человечков из серебра, которые были еще в начале ХХ века найдены недалеко от Черкасс. Клад, в составе которого были найдены человечки, относят к т.н. "древностям антов" - наборам раннесредневековых украшений названных так по имени крупного союза славянских племен. Человечки одеты в рубахи с характерной штриховкой на груди в которой легко узнается вышивка.
 
Первым такую реконструкцию костюма "древних русов" сделал сталинский археолог Nо 1 академик Рыбаков. А в древних укров их записали папiзже. Одной такой книжке я даже видел реконструкцию облика антского вождя у которого фигурки клада размещалась в качестве своеобразной аппликации на груди. Видимо вместо вышивки. На самом деле эти фигурки, скорее всего, украшали седло и сбрую коня, а в вышитых туниках ходили ранеевизантийские воины и позднееримские легионеры. От них эту одежду, как и многие другие элементы культуры, заимствовали варвары, в т.ч. и славяне.
 
Но, как вы понимаете, натягивая эту "тунику" поверх дюковой тоги, украинцы, конечно же, не подозревают о ее исконно римских корнях. К чему бы тогда эти переодевания?
 
Александр Васильев
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.3 (7 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...