Приз IX Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино за лучшую документалистику достался немцу

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

На мой взгляд, наиболее сильные работы прислали на нынешний КМФМК именно документалисты - ведь этносы и конфессиональные группы, становящиеся объектами их исследования, особенные социальные отношения, любая визуально непривычная среда сами по себе настолько художественны, что не требуют сценариев и кастинга - поставь камеру и снимай, только удачный и оригинальный угол зрения найди.

Документалист Зунуаз Арбуду, сам из киргизских дунган, 20 лет работающий в Германии, представил историко-этнографическое документальное исследование "Дунгане. История одного народа".

Мы привыкли думать о дунганах как о рассредоточенном по территории Казахстана и Кыргызстана этносе, бежавшем в Российскую империю из китайской провинции Шэньси в 1862 году после "Великого дунганского восстания" в г. Сиань против династии Цин, ставшего одним из самых кровавых в истории 19 века - было убито полтора миллиона (!!!) дунган и четыре миллиона (!!!) китайцев.

До новой родины тогда добралось только пять тысяч "хуэйцзу" (китайский этноним дунган означал "мусульманский народ") тогда нашли убежище в пределах царской России, а сегодня их более ста тысяч, и они не ассимилировались, сохранив язык и самобытные традиции.

Но фильм Арбуду в основном не о них (о кыргызстанских дунганах в фильме говорится совсем немного), а о коренных дунганах Китая, которых в нынешней Поднебесной более 10 миллионов. Собственно, дунгане - это те же китайцы, только давно исламизированные.

Чтобы отличаться внешне от китайского большинства, они с 13 века привыкли носить особые платки и шапочки. Съемки были затруднены тем, что дунгане практически буквально соблюдают предписания Корана, и упросить их разрешить запечатлеть себя было крайне трудно.

С точки зрения жанра фильм Арбуду - довольно традиционная этнографическая зарисовка, немного об истории, немного о традиционных занятиях, немного о религии, немного об обрядности, этакий добротный учебный фильм.

Ещё более классическая этнографическая зарисовка - получасовой фильм иранца Резы Маджлеси "Этническая свадьба" о традиционной церемонии бракосочетания в шахрестане Кашан (профинция Исфаган).

Задачей режиссёра было показать связь обрядово-ритуальной стороны с персидской доисламской мифологией (главная героиня фильма, деревянная лошадка - доисламский игровой рудимент).

В номинации "полнометражный документальный фильм" резко вырвались вперед два фильма-лидера, между которыми разрывались и зрительские симпатии, и симпатии жюри.

Было совершенно очевидно, что один из этих фильмов ждет приз, шансы были примерно равны, и оставалось только гадать, на какой падет выбор пристрастных фестивальных судей. Испанско-катарская копродукция уроженца Аргентины Матиаса Бассо "Путь золотого динара" - уникальная лента, взывающая не к эмоциональному, а к рациональному просмотру киноматериала.

Документальный рассказ о попытке создания альтернативы доллароцентричному империализму, противостояния глобальному господству банковской элиты, кабальной зависимости мира от спекулятивного капитала раздвигает искусственные рамки "мусульманского кино".

Безусловно, вариант возвращения к "золотому стандарту" - золотому динару или серебряному дирхаму, был предложен лидерами исламской экономики, как известно, отрицающей спекулятивный процент и в силу этого гораздо более справедливой, - героями фильма становится закопёрщики проекта, экономист и суфий Умар Вадильо и премьер-министры Малайзии и Турции Махатхир Мохаммад и Тансу Чиллер.

Испаноязычный режиссер Бассо отслеживает ход развития проекта "Золотой Динар" и сопровождавшего его широкого общественного движения, зародившегося в Испании и достигшего своего пика в исламской части Юго-Восточной Азии, анализирует причины неудачи проекта, как он убежден, временной. Пока что доллар оказался сильнее, но кто сказал, что первая попытка окажется последней?

Если бы автор упомянул о том, что "исламская альтернатива" оказалась не единственной, о том, что латиноамериканские государства до сих пор не отказались от идеи введения общеамериканского золотого сукре, о также о том, чего стоила идея учреждения панафриканского золотого динара полковнику Каддафи, фильм, разумеется, может, и утратил бы часть своей узкоисламской специфики, но зато показал бы универсальный характер альтерглобалистского противостояния, универсальность экономических законов и объяснил бы многое, что осталось за кадром.

Главным спикером и консультантом фильма волею судеб выступил Абдугани Ауесханов - ушлый молодой экономист из вестернизированных "новых казахов". Завтракая с ним каждый день в ресторане отеля, я поняла, почему проект "Золотой динар" не завоевал симпатии миллионных масс:) - юноша суетлив, амбициозен, но не вызывает доверия:).

Мне почему-то кажется, что он своими комментариями слегка убил впечатление от мировых тяжеловесов. Ну это как, например, в киноэпопее об экономике социализма поручить главную роль какому-нибудь аспиранту из Вышки.

Рассуждая рационально, конечно, хотелось вручить Бассо приз за информативность, апелляцию к реальности и планетарный, альтерглобалистский месседж (любопытным в этой связи представляется то, что фильм, лишь внешне об исламской экономической экспансии, а на самом деле, с изрядным левацким началом, профинансировала катарская аль-Джазира, директор кинофестиваля которой, Аббас аль-Арнаут, был гостем казанского кинофорума).

Как любая информационная империя, аль-Джазира устами одних своих сотрудников сеет ложь и смерть по всему миру, устами других - несёт свет просвещения..... Однако эстетические мои симпатии в итоге совпали с мнением высокого жюри, предпочитавшего холодно-рассудочному экономическому трактату Бассо другой фильм...

Мой восторг в отношении документальной ленты немца Мартина Гернера, кинорежиссера и внештатного корреспондента в Афганистане "Поколение Кундуз - чужая война" многие, наверно, сочли бы предвзятым (я всегда с повышенным вниманием отслеживаю всё, что снимается о моей многострадальной исторической Родине) если бы не единогласное мнение и публики, и жюри: фильм Гернера - наверно, лучшее, что было показано на фестивале.

Четыре документальные новеллы, показанные перекрестной нарезкой, о пяти представителях молодого поколения афганцев из провинции Кундуз, поражают каким-то особым, бьющим в глаза несоответствием героев и места-времени - на пленке наши современники, люди, подобных которым легко можно встретить, выйдя из дома, а вокруг - ад, напоминающий беспросветный кинематографический Арканар, - представителям "золотого миллиарда", жителям мегаполисов трудно себе представить, что так может выглядеть среда человеческого обитания.

Афганистан, вбомбленный сильными мира сего в раннее средневековье, апокалиптический и мрачный, контрастирует с собственными же жителями - светлыми, искрящимися, оптимистичными, привыкшими к трудностям и смотрящими в будущее не в пример бодрей своим соседям из других уголков планеты.

Десятилетний Мирвайс, днем торгующий на рынке, чтобы на несколько заработанных афгани прокормить мать и сестер (он в семье единственный мужчина) и купить школьные учебники, принимает свою участь со спокойным, на удивление зрелым достоинством - раз не получается днем ходить в школу, значит будет заниматься самообразованием по книжкам сам.

Молодая журналистка Назанин, голосом которой вещает кундузское радио, приходящая на радиостанцию в легком кокетливом хиджабе, вспоминает времена, когда на работу приходилось ходить в глухой парандже, при талибах, - власть меняется, порядки меняются, а радиовещание остается. "Правда, - говорит Назанин, - было время, когда талибы вообще запретили женщинам работать в СМИ..." Лучистая улыбка Назанин согревает просто через экран, а её оптимизм дает такой заряд бодрости, что трудно припомнить подобное кинематографическое впечатление...

Студент Хасиб, мечтающих о свободных и справедливых выборах, - типичный гражданский активист, похожий на волонтера какой-нибудь нашей НКО "Голос" или завсегдатая митингов "За честные выборы". С жаром рассказывает о том, что в Афганистане будут когда-нибудь демократические выборы в Джиргу, на которых будут побеждать не денежные мешки или представители знатных родов, а лучшие граждане.

Гулам и Хатера - репортеры, снимающие документальные ленты в гуще военных событий. Они про родной Афганистан знают столько, сколько не снилось ни одному военному корреспонденту, прежде всего потому, что они снимают свою страну, свой народ, для них соотечественники - не объект киносъемок, а субъект истории...

Фильм Гернера иногда можно всерьез принять за художественное кино, настолько выписаны образы, цельны рассказы о судьбах молодого поколения. Главный приз Гернера в номинации "документалистика" абсолютно справедлив и оправдан, а сам фильм - хрестоматия для любого документалиста.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.7 (3 голоса)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...