О теологии в МИФИ: личные наблюдения и объективные констатации

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Для меня МИФИ – это не просто четыре буквы, а одно из самых родных мест в Москве. Дело в том, что именно в МИФИ я начал свою преподавательскую деятельность, когда осенью 2001 года меня пригласили туда вести курс по культурологии в рамках экспериментального проекта по расширению гуманитарного образования в этом, стратегически важном вузе. Особенностью проекта было приглашение сразу нескольких более-менее известных гуманитариев, которые должны были составить свой, авторский курс культурологии, а сами студенты могли свободно выбирать между ними, причем, не с нуля, а по прошествии первых двух-трех лекций, когда они могли составить общее впечатление о выбранном курсе. Если же какие-то студенты загружали себя иными курсами и на культурологию у них оставалось только одно "окно", то они были вынуждены слушать именно тот курс, который читался в это время. Для того, чтобы представить себе, в какой приятной конкуренции я оказался, достаточно сказать, что среди других лекторов были не только люди, совсем далекие от меня по убеждениям и интересам, но также такие известные православные авторы как Владимир Махнач и Виктор Тростников. Причем, мой курс и курс Махнача часто шел параллельно, буквально в соседних аудиториях, так что лично мне было и весело, и грустно. Особенно, когда мы с ним вместе возвращались до метро "Каширская" и он со свойственным ему ехидством называл меня "коллегой". Меня, который ещё вчера сам ходил к нему на лекции, и не только ходил, а прослушивал их дома на пленках, которые мне передавали его студенты на один день, как в советские времена диссидентскую литературу!

Тогда, в 2001-02 годах, я воспринимал этот курс как что-то временное в моей жизни, и никогда бы не поверил, что буду вести его практически без перерыва аж до 2010 года, когда мне уже самому стало трудно совмещать его с другими работами. Тем более, я бы не поверил, что буду даже испытывать определенную ностальгию по этому месту, причем, именно месту, топосу, ведь с одной стороны, к югу от МИФИ начинается район Царицыно, где я прожил всё своё дошкольное детство, а к северу – наше любимое Коломенское, чья зеленая набережная беспрерывно переходит в парк вокруг самого института. Наконец, в непосредственной близости располагается приход отца Даниила Сысоева, основанный им храм апостола Фомы на Кантемировской, где он обрел свой мученический венец, не говоря уже о том, что он сам жил около Коломенского… В общем, МИФИ стал для меня не только первой любимой работой, а ещё своеобразным центром, связующим несколько очень важных пространств.

А теперь "к делу".

Я с самого начала прекрасно понимал, что культурология в техническом вузе – это как КСЕ (концепции современного естествознания) на философском факультете: предмет обще-ознакомительный. Но я абсолютно не представлял себе, насколько современные студенты ничего не знают о том, что называется мировой интеллектуальной культурой. "На полях" замечу, что речь идет вовсе не только о студентах технических вузов, но и о гуманитарных тоже. Виновата в этом незнании, прежде всего, та либеральная политика в нашем образовании и СМИ, о которой уже слишком много сказано за все последние годы, чтобы сказать что-то новое. Я был очень рад, когда новый глава Администрации Президента Сергей Иванов сказал об угрозе "дебилизации населения", но кто может остановить эту дебилизацию, как не само государство? С отменой истории как обязательного выпускного экзамена и введением ЕГЭ эта деградация станет уже необратимой, что является настоящей, сущностной национальной катастрофой. Не буду приводить примеры тех вопросов из истории культуры, на которые не способен ответить современный среднестатистический студент, тем более, что я это уже делал, но скажу только, что студент 4 курса МИФИ на вопрос о том, "кто раньше жил – Ньютон или Эйнштейн?", с уверенностью ответил – "Эйнштейн", а потом объяснял мне, что этот вопрос не имеет отношение к физики, что это чисто гуманитарный вопрос.

Поэтому я абсолютно уверен в том, что и в нашей средней школе, и во всех наших вузах совершенно необходимо наладить систематическое гуманитарное образование, в первую очередь, освещающее историю мировой и русской культуры. И именно теология – это та дисциплина, которая является необходимой составляющей общего гуманитарного знания, а вовсе не специфическим предметом для людей, не выходящих из храма, как наивно думают многие жертвы советского и постсоветского воспитания. О том, что такое теология в вузах и зачем она нужна, я написал в этой статье – "Оправдание теологии"

Для тех, кому лень читать столь много букв, скажу только, что теология в современных вузах, равно как "Основы православной культуры" в средней школе, – это не конфессиональное богословие, а сугубо светский культурологический предмет, каким он является во всех светских вузах на Западе. Поэтому, например, считать "доктора теологии" богословом в том же смысле, в котором были богословами Иоанн Богослов или Григорий Богослов, столь же ошибочно, как считать "доктора философии" философом в том смысле, в котором были философами Аристотель или Ницше. И так же как философия в вузах это лишь философоведение, а не познание некой мистической Мудрости-Софии, так и теология в вузах это теологоведение, а не постижение Бога. И этого вполне достаточно, чтобы изучать этот предмет, поскольку теологическое знание и религия вообще – это фундамент любой развитой культуры, и без этого знания наши представления о культуре остаются не только не полными, а фундаментально ущербными.

Разумеется, из этого вовсе не следует, что нужно везде подряд вводить теологию, но там, где есть запрос на неё со стороны вузовского начальства и студенчества, это нужно делать. И я лично свидетельствую, что на протяжении всех моих лет преподавания в МИФИ теологическая тематика была наиболее востребована студентами: во-1х, потому что она, действительно, наиболее интересна в контексте мировоззренческого поиска, а во-2х, потому что у них не было возможности лучше раскрыть для себя эту тематику за пределами нашего курса. Не говоря уже о том, что большинство из них свидетельствовали о своей причастности к православию и их интерес носил не только отвлеченно-теоретический, но и практический характер. Именно студенты восторженно рассказывали мне о том, что у них в МИФИ скоро будет создана домовая церковь и поставлен памятный крест во дворе института. И именно студенты мне потом показывали этот храм и крест, и спрашивали, а будет ли у них открыта кафедра теологии. При этом они мне жаловались на какую-то группу старых марксистов-ленинистов вкупе с какими-то молодыми леваками, сопротивляющимся этим новшествам, но это было вполне ожидаемо. Так что на моем личном опыте общения со студентами и сотрудниками МИФИ инициатива ввести там кафедру теологии была очень давно и Церковь лишь шла навстречу этим пожеланиям.

P. S.

Более подробно на эту тему – комментарий проректора Общецерковной Аспирантуры и докторантуры РПЦ, протоиерея Владимира Шмалия.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.5 (6 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...