Попурри из Игоря

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Овации были мощные. Бомонд приветствовал Любимова. Премьера удалась.

А мы на выходе задумались. Я не такой уж завзятый театрал, хотя музыкальный театр люблю. Ни разу не режиссер, не критик и не музыковед. Но с князем Игорем знаком с детства. И мальчишкой видел - еще в Питере в Мариинке, и на пластинках слушал.

И 20 лет назад уже в Москве посмотрел постановку, над которой задумался, просто времени тогда осмыслить не было (имени тогдашнего режиссера не помню, но там были расставлены свои специальные идеологические акценты).

Как самый простой человек, считаю "Князя" самой красивой русской оперой. Она такой и остается. И Большой театр, что бы там сейчас не происходило - хорош, впечатляет. И голоса, и хоры, и балет, и костюмы.

Сам был по приглашению, но говорят, что цены на билеты зашкаливают. Цены в буфете - тоже. Большой театр все больше удаляется от простого человека, хотя опера изначально - самое демократическое искусство. Но и это в данном случае не главное.

Дань политкорректности во всем, начиная с исполнителей главных партий. Но такое случается.

Что же хотел сказать считающийся великим режиссер в своей премьерной оперной постановке?

Музыку он, действительно, сильно урезал. Спектакль спрессован так, что возникло ощущение попурри из популярных номеров. Случайно или нет исчезла ария Кончака "Возьми булат заветный, меч предков" - не знаю.

Все-таки было ощущение абсурда, когда 4-часовая опера идет по голливудским стандартам - 1 час 50 минут чистого времени. В обычном варианте образ Игоря более-менее логичен и последователен.

Слушатель мог быть свидетелем внутренней трансформации героя - видно было, как он меняется. Здесь же - ни с того ни с сего князь совершает противоречивые поступки, героизм становится явно натянутым, но в конце его славят долго, упорно и во всю мощь прекрасного хора Большого.

Но при этом - какой-то упадочный, мятущийся герой: вроде декларативно готов к борьбе, но это ни в чем не проявляется.

В обычном хрестоматийном варианте главная драматургическая пружина - это психологическая метаморфоза князя Игоря. Он постепенно освобождается от зряшной гордыни и проникается ответственностью за страну и народ. Здесь для этого просто нет времени. Пока хан Кончак успевает переделать кучу дел - князь Игорь все мечется (чистый доктор Живаго).

И сын Игоря на фоне зрелых чувств Кончаковны, решительности и силы ханской дочери - выглядит каким-то недорослем. Правда, великих русских женщин нам все же оставили. Светлый образ Ярославны - без него уже никуда. Ей всё по плечу - все подвиги, вся нагрузка.

А половцы в лице своего хана Кончака выглядят, конечно, несколько грубоватыми, но куда более цельными натурами.

Финал-апофеоз во славу всем русским князьям от мала до велика, независимо от их достоинств и недостатков - во имя мира и против всех раздоров. Как ни странно, именно в такой трактовке опера стала до неприличия актуальна.

Но интересно, еще что-нибудь с "Князем Игорем" делать будут?

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.9 (11 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...