P.S. к неделе Торжества Православия

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

В те времена моей юности, когда неоплатоническая метафизика с её неискоренимым имперсонализмом была для меня чем-то типа христианской “эзетерики”, и моё представление о Боге и человеке было соответствующим, то при всем бесконечном восхищении русской иконописью одно её неизбежное свойство вызывало у меня большие вопросы – этот тот факт, что на каждой иконе изображено не что-то, а кто-то, чья-то конкретная личность. Представление о том, что Бог это личность в те времена и в том концептуальном контексте казалось какой-то "профанической" девальвацией Божественного статуса, ведь "личностью может быть только человек, да и само это понятие слишком-человеческое, имеющее чисто моральное значение". Поэтому в самих иконах интересовало всё, что угодно, но только не сами лица тех, кто на них изображен. Идеальной иконой представлялась бы какая-нибудь супрематическая абстракция, схематически изображающая Бога как какой-нибудь белый или черный круг, вспышку света или ту самую "тьму превыше света". Оставалось только восхищаться эстетическим минимализмом мусульманских молельн, что, в общем-то, многие апологеты “безличного начала” в Боге делают в открытую.

Но православная иконопись не оставляет места такому имперсонализму. С каждой иконы на нас смотрит какое-нибудь лицо или даже несколько лиц, поскольку только лицо является самым главным, если не единственным, визуальным выражением личности. Никаких абстракций – только лица конкретных личностей, а чтобы никто в этой конкретике не сомневался, у каждого лица написано его имя как другое свидетельство того, что мы имеем дело с личностью. Искатели несуществующего "христианского эзотеризма" любят изучать иконопись как египтологи изучают иероглифы, из каждого отступления от средневековых правил устраивая скандал – вот здесь икона в прямой перспективе, а вот здесь изобразили Саваофа и т.п. Чтобы сказал по этому поводу Флоренский или какой-нибудь Титус Буркхардт, кажется гораздо важнее, чем то, что говорят об этом церковные каноны, между прочим, запретившие изображать на иконах Христа в образе агнца и предписавшие изображать Его только по человеческому естеству.

И только тогда, когда я пришел к христианскому персонализму, я окончательно понял, почему каждая икона неизбежно изображает какую-нибудь личность – потому что каждая икона это только икона какой-нибудь личности или нескольким личностям. Поэтому, например, если возможна какая-нибудь икона Святой Руси, то это только икона русских святых, т.е. всех святых, в земле Российской просиявших, а не какой-то абстрактной Руси, почему-то вдруг превращенной в женщину (ср. т.н. икона "Руси воскресшей"). Потому что Святая Русь это не какая-то страна, а конкретные русские люди, ставшие святыми. Безусловно, окончательная победа иконопочитания на Константинопольском Соборе 843 года – это также и утверждение христианского персонализма над нехристианским имперсонализмом. Человек как образ (греч. εἰκόνα) Божий достоин изображения, особенно после того, как Личность Бога-Сына воплотилась в человеческой природе. Утвердив иконопочитание Церковь логически довела до конца свою проповедь о Богочеловеке на предыдущих Вселенских Соборах.

* * *
Между тем, очень неправильно, что за двадцать пять лет нашего церковного возрождения у нас так и не возродилась повсеместная практика зачитывать весь перечень анафематизмов в чине Торжества Православия. Я уверен, что это может объясняться двумя причинами – либо совершенно неуместной в данном случае "политкорректностью", либо нежеланием растягивать без того долгую службу Василия Великого. И та, и другая причины – абсурдны. Самой же абсурдной из всех причин можно считать тезис о том, что эти анафемы "не актуальны". Ну так если анафемы "не актуальны", то тогда и догматы "не актуальны", и сама Церковь "не актуальна". У нас одних ариан среди самих прихожан наберется целый город, не говоря уже о каких-нибудь монофизитах и монофелитах. Поэтому я каждый год занудно напоминаю о том, что зачитывать в храмах перечень анафематизмов в день Торжества Православия – не только желательно, а жизненно необходимо.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 1 (1 голос)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...