Воля к знанию

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Станислав Самуцевич, отец одной из пуссек: Мне лекцию вам прочитать о традициях скоморошества? Скоромошество было в церкви и существует до сих пор. Оно допустимо”.

* * *

Самая большая проблема в дискуссиях с “критиками” РПЦ последнего времени заключается не столько в том, что у нас с ними изначально разные ценности и разные представления о том, что можно, а что нельзя, а в том, что нас с ними разные знания о том, что из себя на самом деле представляет христианство в целом, православие в частности и Русская Православная Церковь в особенности. При этом, эти люди всё время выступают с позиции некой универсальной “просвещенности” и “рациональности”, но на деле общение с ними превращается в сплошной ликбез их незамутненного разума. Проще уже написать какую-нибудь брошюру в жанре “100 вопрос о РПЦ, которые вы всегда хотели знать, но боялись спросить” и на каждый заезженный вопрос копировать оттуда ответ. Но беда ещё в том, что, по всей видимости, никакие вопросы о РПЦ, как и о христианстве вообще, этих людей на самом деле не интересуют, и задаваемые ими вопросы не предполагают ответа, иначе бы, например, такие казусы как уже трижды сгоревший Коперник не повторялись.

Однако на личном опыте я часто сталкиваюсь с тем, что иные люди, готовые занять нишу Минея Губельмана, весьма интересуются реальным православием, но методика их интереса имеет какие-то извращенные формы и вместо того, чтобы начать изучать христианство с азов, они жадно читают какие-то проходные статьи случайных авторов и на основании этой отрывочной информации делают далеко идущие выводы. Если у такой, заведомо бесплодной методики, есть такое-то объяснение, то их может быть только два.

Первое объяснение – “критики” Церкви просто очень ленивы в своем познании, подобно некоторым современным людям, которые уже больше трех абзацев в масштабах монитора прочесть не могут и любое превышение этих параметров воспринимают как “слишком много букв”. Да, это очень логичное объяснение – никакой иллюзии в отношении интеллектуального уровня “критиков” нашей Церкви у меня никогда не было. Пока всё на уровне “православные иезуиты в средние века сожгли Коперника за то, что он говорил “земля круглая”.

Но есть и второе объяснение – просто “критики” Церкви очень бояться начать серьезное изучение православия, поскольку оно им представляется чем-то очень сложным, таинственным и даже опасным. Нет, дело не в том, что они опасаются признать свою когнитивную бездарность, хотя не без этого, но они, действительно, боятся религиозной сферы самой по себе. “В темных религиозных лучах”, да.

Приведу один, наиболее комический пример на моей практике. Много лет назад я шел по центру Москвы с одним ищущим человеком, который вдруг начал убеждать меня в том, что “евреи в синагогах устраивают ритуальные жертвоприношения детей, для этого там есть специальные приспособления и именно в этом заключается их богослужение”. Любой нормальный человек в такой ситуации бы ретировался, а я начал терпеливо объяснить собеседнику, что он совсем не прав и об этом очень просто узнать. В ответ мой ищущий спутник сказал, что “об этом очень сложно узнать, потому что евреи никого в свои синагоги не пускают, а там всё залито кровью…” И вот как раз в это время мы шли по Маросейке и я решил специально завернуть в Спасоглинищевский переулок, где находится Московская хоральная синагога, чтобы показать моему спутнику, как туда просто зайти и что там на самом деле происходит… И то, как мы просто туда зашли, и то, что он там увидел, вызвало у него абсолютный шок и крушение всей прежней картины мира. Так и с православием, – часто можно встретить людей, которые могут сколько угодно рассуждать о Церкви, но вход в храм вызывает у них неожиданный ступор, как будто они боятся какой-то неизвестности и только строят догадки о том, что же там на самом деле происходит. Воля к знанию здесь подавляется безволием страха. В этом смысле “акция” пусси имела для них характер гиперкомпенсации их комплекса перед храмом, – “мы туда вообще ни ногой, а они прям в самое пекло полезли, молодцы…”

Вот так и хочется привести таких “критиков” в тот же храм Христа Спасителя и показать, чем отличается алтарь от притвора, амвон от солеи, священник от свечницы, сам храм Христа Спасителя от зала церковных соборов храма Христа Спасителя и т.д.

 
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 3.7 (6 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...