Храм или культовая постройка, вот в чем вопрос…

Версия для печатиОтправить по email Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Храм или культовая постройка, вот в чем вопрос… Неужели даже в продвинутом 21 веке Ваше замечательное новое поколение России – наша надежда - будет держаться осмеянного Крыловым принципа, и мы будем каждый раз восклицать:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник»!!!

Юлия Гаврилова

Суперпроект! Все-все делала сама! Горжусь автором!

Виктор Ланцев

Согласен на все 100!!! А я горжусь тобой!!! И часто про тебя рассказываю студентам!

22 мар 2011 в 23:47

Тамара Шулакова

Если не боитесь, уважаемый автор, приглашаю к дискуссионному барьеру. Очень интересуюсь концепцией проекта, великолепной для Средней Азии, но не для стариннейшего района в Псковской земле. Буду рада убедиться, что ошибаюсь...

Успехов! - Тамара Шулакова.

1 апр 2011 в 0:38

Юлия Гаврилова

Автор не боится.

Знакомясь с творчеством К.Тона, я заинтересовалась особенностями проектирования соборов, церквей, часовен. Я горела желанием попробовать разобраться с концепцией культовых зданий . Т.о. выбор темы дипломного проекта не заставил себя ждать – культовое здание. Тема о СОВРЕМЕННОМ культовом здании мне была поставлена руководителем ДП Ланцевым В.В., вдохновленным творчеством Корбюзье.

Возможно, на первый взгляд здание дает посыл к Средней Азии, но разобрав его «по косточкам» мнение меняется. Здание выполнено с учетом особенностей псковской школы храмостроения.

Возможное местоположение выбрано в новом районе города.

4 апр 2011 в 16:22

Виктор Ланцев

Попробую добавить... Про Корбюзье промолчу...

Уважаемая Тамара, Вы когда-нибудь видели или просто слышали о проектировании современного православного храма в России, а тем более в Пскове? Мы с Юлей не нашли... Да, в Европе полно современнейших католических храмом... И очень даже интересных! Конечно проектируют и строят в Пскове новые церкви. Но это просто подобие традиционных. Переосмыслить традиции и сделать новое - это не каждый осилит! Это очень сложно! М.б. у нас и не совсем получилось. Но придраться, практически не к чему! Все выдержано по канонам ...

4 апр 2011 в 23:21

Виктор Ланцев

И еще.. Про Азию нам уже говорили... Да, некоторые намеки есть... Но в этом повинен цвет фоноря верхнего света. И только... А потом, Вы не видели проект полностью, понять его с моей фотографии сложно...

4 апр 2011 в 23:35

Тамара Шулакова

Уважаемые Виктор Васильевич и Юлия!

Извините, что не сразу отвечаю на Ваши горячие послания (не было возможности). Позвольте по пунктам:

1*Вы правы, чтобы судить, надо хорошо разобраться, увидеть проект, - отсюда мой легкий вопросительный тон в надежде на собственную ошибку.…Поэтому – только о концепции, о теории.

2.**Если два и более эксперта независимо друг от друга говорят о своих восточных ассоциациях, - значит, в проекте это видно, невзирая на Ваши намерения. Как говорят искусствоведы в таких случаях: «Художник думал сказать одно, а сказалось другое».

3***Меня чрезвычайно удивил посыл Юлии: «Знакомясь с творчеством К.Тона, я заинтересовалась особенностями проектирования соборов, церквей, часовен. Я горела желанием попробовать разобраться с концепцией культовых зданий». - Не сомневаюсь ни в даре Константина Андреевича Тона, ни в Ваших талантах и приветствую Ваше горение, но если Вы разбирались в концепции культовых зданий, то почему выбрали поздний, один из самых бездарных для русского зодчества периодов псевдорусской стилистики? Подражая Тону, вы подражаете «копии копий», это давно доказано в искусствоведении. Вот мнение серьезного, академического ученого, автора современного словаря: «Стилизации Тона существенно отличаются академической холодностью, математической жесткостью пропорций…эклектичностью деталей. Педантизм Тона умертвил живое чувство, ощущение скульптурности, пластичности, присущие русской /от себя добавлю - особенно псковской - Т.Ш./ архитектуре». (Г.В.Власов. Стили в искусстве.) Понятно, что отталкиваясь от этих образов, мы обречены на псевдоновизну, принципиально контрастную древнепсковской школе, это далеко от переосмысления традиций, но близко к концептуальной ошибке.

4.****Тогда возникает вопрос: а почему Вы решили, что Псков - полигон для подобных, не связанных с его древностью экспериментов? Ближайшие окрестности Пскова, /да и вся Псковская земля/ рассматривались Вашими коллегами-зодчими в древности как единый ансамбль - «Дом Святой Троицы», а река Великая вообще представляла собой парадный вход в стольный град Псков со своими красивейшими Пропилеями - монастырями и храмами от Устья до Выбут, по обоим берегам. Вы строите храм в пространстве Кусвы (ц.Мины, Викентия и Виктора), Писковичей (храм Ап.Матфея), Снятной горы с ее знаменитейшим монастырем 14 века – т.е. в визуальной очевидной связи с выдающимися памятниками, - это не Марс и не пустыня бескрайних лесов Сибири, чтобы пойти на самовыражение с прямым противостоянием древней стилистике Пскова!

Прочтите, пожалуйста, фрагмент из моей книги-диссертации «Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества». (Она получила очень лестные для меня оценки высокой ученой коллегии докторов архитекторы и искусствоведения – заодно это ответ на вопрос Виктора Васильевича о моей компетенции: Ваша тема – просто часть моей диссертации, я в курсе нового храмостроительства, и, надеюсь, имею право на суждение):

«Укажем также на следующие важные положения Спегальского.

• Глубокое знание материала позволило ученому противопоставить распространенной точке зрения о постепенных достройках первоначально ясных объемов церквей мнение об изначально сложной ансамблевой композиции – с притворами, приделами, крыльцами, звонницами, которые с течением времени гораздо чаще не пристраивались, а уничтожались.

• Любителям поговорить о грубоватой небрежности псковской каменной кладки Спегальский решительно возражает: «Точность и чистота кладки, правильность очертаний арок, сводов, апсид, вертикальность углов в лучших постройках стали безукоризненными. Конечно, за века существования этих построек их кладка нарушилась от времени, разрушений, многочисленных неумелых переделок и поновлений XVIII-XIX веков) … В тех местах, где кладка построек XV века сохранилась до наших дней в мало поврежденном виде (например, в подцерковьях), можно убедиться в этом» [149. С.48].

• В своей концепции ученый ближе К.К.Романову. «Черты псковской школы определились уже во второй половине XIV века» [148. С.35]. Исследователь отмечает различные типы храмов, например, группу храмов ХV в. с прямоугольными боковыми абсидами (Мелетово, Козьмы и Дамиана с Примостья и другие. Подобные церкви с многоскатной крышей обязательно должны иметь, по мнению Ю.П.Спегальского, повышенные подпружные арки [148. С.43]. Все это сделало псковскую школу самым творческим явлением среди искусства всех русских княжеств. В Москве ступенчатые своды связаны либо с влиянием Пскова, либо с более поздними переделками московских памятников псковичами [149. С.42-43].

• «Следует отметить, что концепция Ю.П.Спегальского отличается тщательным анализом всех известных в то время памятников, стройностью и, в целом, охватывает почти все значительные факты... Эта схема дополнилась новыми сведениям и фактами, получила дальнейшее развитие» [142. С.35].

• Итогом деятельности Спегальского стало чрезвычайно важное целостное представление о городе; практически им был сформулирован, - по нашему мнению, - основной градостроительный закон Пскова, он касался всех возводимых построек: «Город давал для каждой из них фон и масштаб, вводил в определенное соотношение с другими слагаемыми архитектурного пейзажа. Весь город в целом представлял своего рода произведение искусства, которое создавалось на протяжении сотен лет, но все же единое целое, где каждая деталь не только жила самостоятельной жизнью, но и входила своеобразной нотой, мелодией в общее звучание целого» [цит. по: 66. С.25].

• Фундаментальные выводы в результате изучения памятников архитектуры, декоративно-прикладного творчества, истории и искусства Пскова были представлены Ю.П.Спегальским в многоплановой работе, посвященной перспективному плану реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова. Ученый одним из первых в России выступил с глубоко оригинальным проектом комплексной реставрации, с идеей создания архитектурных заповедников, куда входили бы целые улицы, сохраняющие старинное направление и конфигурацию. Практически Спегальский создал план комплексной реставрации памятников истории и культуры Пскова, воплощение которого в жизнь могло сделать Псков едва ли не единственным городом в России, в котором дошедшее до ХХ века историческое архитектурное наследие было бы спасено, сохранено и воссоздано. Эти разработки, - к сожалению, не полностью, - легли в основу дальнейших проектов охраны памятников и развития Пскова.

• Но значение деятельности ученого вышло далеко за пределы Пскова. Разработанная Юрием Павловичем Спегальским в 1945-1947 годах концепция реставрации памятников архитектуры легла в основу федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и стала модельным проектом сохранения и музеефикации памятников истории и культуры в организме современного города.

• Более того, эта концепция полностью находится в русле современных принципов и правил ЮНЕСКО. Базовыми требованиями ЮНЕСКО к объектам Всемирного культурного наследия являются требования, сформулированные Ю.П.Спегальским по отношению к Пскову: сохранность исторического ландшафта, чистота видовых панорам, неприкосновенность исторической архитектуры».

Итак, Вы изначально, в концепции проекта, нарушаете положения ЮНЕСКО, а заодно проявляете пренебрежение замечательным, выстраданным постулатам Ю.П.Спегальского!

5***** Теперь к Юлиной цитате: «Т.о. выбор темы дипломного проекта не заставил себя ждать – культовое здание». - Молодец! Культовые здания нам очень нужны, так же, как и молодые архитекторы с огромными знаниями по архитектуре Руси, Пскова и Запада с Востоком. Тогда - как «мера и красота скажут»! И прежде всего надо прекрасно разобраться с богословием - каноны идут от философии религии, надо ее хорошо знать, она бывает на подъеме, тогда рождается Рублев и Кирилл Псковский, а бывает в глубоком упадке, как во времена Тона, тогда … см. выше. Зачем брать период упадка? Тогда, действительно, Ле Корбюзье много лучше, он, действительно гениален… А где один важный исток его гениальности, конечно, знаете? Позвольте еще фрагмент из моего буклета по церкви Богоявления с Запсковья:

«…Церковь Богоявления явилась образцом для многих псковских храмов с повышенными подпружными арками, она явилась эталонным памятником, образцом для кончанских храмов и городских соборов Пскова и Псковской земли» (Вл.В.Седов) в следующем XVI столетии. В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи.

По вдохновенной свободе, совершенству мастерства и отточенности истинно псковского стиля, Богоявленская церковь – подлинный шедевр псковской архитектуры, и в этом качестве она достойно представляет Россию.

Известно, что великий зодчий XX века Ле Корбюзье приезжал за вдохновением из Парижа именно к этому храму, после чего создал знаменитую капеллу в Роншане.

Богоявленская церковь по художественному значению сравнима (несмотря на всю непохожесть) с собором Парижской Богоматери, Ватиканским собором св. Петра и любым прославленным памятником мирового зодчества!»

Автор текста: Тамара Васильевна Шулакова, кандидат искусствоведения;

e-mail:[email protected]

Ле Корбюзье Капелла в Роншане.

Итак, он вдохновлялся Псковом, а Вы – им?

Опять «копия копий»!

Не лучше ли прямо обратиться к Пскову и найти достойный образ современного храма на этой земле с «уважением к минувшему», которое, по определению А.С.Пушкина, отличает «образованность от дикости».

Успехов в этом очень трудном и благородном деле!

Учиться, учиться и учиться и поклониться прежде всего Пскову!

С поклоном и извинениями за длинное послание,

- Тамара Шулакова

11 апр 2011 в 16:05

Юлия Гаврилова

Уважаемая Тамара Васильевна!

При проектировании я не подражала Тону (он меня подвиг на знакомство с архитектурой храмов!!!),Корбюзье, чему я и пыталась подражать, так это особенностям псковской архитектуры, проведя месяц в библиотеке и знакомясь вообще со всеми особенностями.

Не надо так критично относиться к проекту, т.к. о его строительстве речь вообще не идет! Проект делался мной для развития кругозора, в минимальные сроки 4 месяца, полность с нуля и поправкой на современную архитектуру, неужели не понятно о чём идет речь.

Он достаточно сырой.

Но исходя из того, как сейчас учатся, сдают сессии и защищают дипломы студенты ( я думаю вы в курсе всего что происходит с нашим образованием), считаю свой ДП достойным к существованию.

Р.S. Я получала образование инженера-строителя, а не архитектора или реставратора.

11 апр 2011 в 18:25

Виктор Ланцев

Юля, все правильно!

Тамаре Васильевне отвечу завтра.

Сегодня уж поздно...

11 апр 2011 в 23:53

Тамара Шулакова 22 апреля

Уважаемая Юлия, добрый вечер!

Я хотела сразу ответить Вам с Виктором Васильевичем, но поскольку «завтра» все еще не пришло, отвечаю пока Вам.

Спасибо за ответ (хотя тон его мог бы быть более интеллигентным, фразы подобные той, что Вы себе позволили: «…Неужели не понятно, о чём идет речь» - не приветствуются в хорошо образованной = воспитанной среде. Хотя да, Вы же оговорились о качестве сегодняшнего образования, но контекста письма понятно, что сами считаете, что оно у Вас лучше…)

Это пока по форме. Теперь по сути.

В чем Вы правы? Это для меня загадка. Давайте пройдемся по Вашей защите, опять по пунктам:

1. «При проектировании я не подражала Тону (он меня подвиг на знакомство с архитектурой храмов!!!), Корбюзье, чему я и пыталась подражать, так это особенностям псковской архитектуры, проведя месяц в библиотеке и знакомясь вообще со всеми особенностями».

- Спасибо Тону и Корбюзье, что они Вас подвигли на знакомство с архитектурой храмов, в конце концов, это дело Вашего вкуса и учебных программ по истории зодчества, но месяц в библиотеке на псковскую архитектуру - это лихо! Я знала выдающихся архитекторов-реставраторов, которые не брались строить, но только реставрировать храмы, и при этом говаривали: «Через тридцать лет я наконец начал понимать кое-что в псковской архитектуре!»…Не думаю, что они были менее талантливы…

Будьте добры, снизойдите до немногих хотя бы объяснений, чем 14 век в Пскове отличается от 15 века и оба - от 16-го? И в чем «псковскость» для Вас вообще в культовых зданиях? И, конечно, верхом любезности с Вашей стороны было бы объяснить, что именно корреспондируется с Псковом в Вашем проекте.

2. «Не надо так критично относиться к проекту, т.к. о его строительстве речь вообще не идет! Проект делался мной для развития кругозора, в минимальные сроки 4 месяца, полностью с нуля и поправкой на современную архитектуру, неужели не понятно о чём идет речь». Уважаемая Юлия, Псков стремительно теряет свое лицо именно из-за недостатка критичности по отношению к многим современным проектам. В области гражданской архитектуры ошибки чудовищные: дом на пл. Десантников, Золотая набережная и т.д. и т.п. И многие думали, что они останутся в проектах, нечего беспокоится… Но власть и бизнес подсуетились, и вот мы, по народному выражению, «плюнули в вечность». Но дело еще не шло о святом – речь пока не шла о культовой архитектуре… Вы же не знаете, «как слово наше отзовется», проект Ваш уже сделан, и может зажить своей жизнью, - мне, например, на него прислали ссылки два десятка человек, обеспокоенные и заинтересованные… Хватает проблем с третьим по счету проектом храма в Крестах, не надо их бездумно множить…

Еще раз о требовании мирового культурного сообщества – ЮНЕСКО: Псков как настоящий щедевр градостроения – не полигон для сырых проектов, либо – превосходно, либо – никак. И потом, со временем, никто не будет входит в подробности, в каких условиях и сколько месяцев Вы корпели над проектом, это Ваша кухня, извольте отвечать за конечный результат, как на этапе дипломного проекта, так – не дай Бог!(тут мы с Вами солидарны?) - в его реализации. Это и есть профессионализм=понимание своей ответственности, уровень знаний и мастерства!

3. «Р.S. Я получала образование инженера-строителя, а не архитектора или реставратора».

- Ваш постскриптум стал последней каплей! Неужели Вы всерьез считаете, что это Вас должно оправдать и защитить от критики?! Почему, будучи непрофессионалом вдвойне (т.е. не архитектором и не знатоком храмовой архитектуры, реставратором) Вы беретесь за такое грандиозное дело? Я понимаю, когда наше TV показывает, как киноактер осваивает танцы на коньках, а звезда спорта пытается играть на сцене, и все это из рук вон плохо, но это только телеигра в расчете на зрителя с дурным вкусом…

Неужели даже в продвинутом 21 веке Ваше замечательное новое поколение России – наша надежда - будет держаться осмеянного Крыловым принципа, и мы будем каждый раз восклицать:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник»!!!

Не враг Вам, с пожеланием всерьез подумать, а не обижаться сразу и - с поздравлениями на Светлую Пасху!

- Тамара Шулакова, 22 апреля 2011г. Псков

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 5 (5 голосов)
Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

Заметки дилетанта. Образ храма формирует образ мыслей. Модернисткие устремления в храмостроительстве то же, что модернизация молящихся. Как церковные деятели относятся ко всем этим новациям, они ведь окормляют паству, а не архитекторы. Ведь ярким решением может быть и стилизация креста под какую-нибудь геометрическую фигуру. Кто чего хочет, тот то из себя и представляет.

[ответить]

Помочь проекту

Redtram

Loading...

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код
Loading...